Европейские стандарты проходят мимо Петербурга

День без автомобилей в российских городах остался незамеченным. Дело в том, что в Европе это организованная акция — власти перекрывают центральные районы. Стоит ли нашим руководителям принудительно вводить европейские стандарты — это вопрос для обсуждения. Иногда получается, что не соблюдать их тоже неплохо.

Петербург — это такой город, где регулярно возникает разговор о европейских стандартах. Одним из главных европейских стандартов, как известно, является забота об экологии и комфортной среде обитания горожан, выражающаяся в том числе в езде на велосипедах и общественном транспорте. Вот, скажем, в понедельник во всем мире проходит День без автомобилей. И выясняется, что в Москве в этот день автомобильный трафик, наоборот, оказался самым высоким с начала сентября. В Петербурге рекордов, кажется, не побито, но трафик если и не увеличился, то и не уменьшился. Другими словами, никто особенно Дня без автомобилей не заметил. И некоторые блогеры стали даже с горечью сокрушаться насчет несознательности наших соотечественников, плюющих на благие общечеловеческие начинания. Хотя вообще про этот день практически никто и не знал.
Не так давно несколько петербургских депутатов проехались на велосипедах по центру города, собрав аплодисменты прессы. Но все это пока остается разовыми пиар-акциями. Чиновники Смольного приехали на заседание правительства в этот день на автомобилях, за исключением Игоря Албина, который приехал на специальном автобусе.
В европейских столицах День без автомобилей обеспечивается на самом деле вовсе не сознательностью жителей. Мэрии городов в этот день просто перекрывают центральные районы для въезда личного автотранспорта. Так поступают и в Париже, и в Брюсселе, и в Нью-Йорке. Заранее, конечно, объявляя: мол, в такой-то день в 19 муниципалитетах проезд автомобилей запрещен, за исключением экстренных служб, такси и общественного транспорта, а также машин жителей центра. А в других окрестных районах устанавливается ограничение скорости в 20 км/ч. Как правило в этот день власти стимулируют проезд в общественном транспорте — например, делают его бесплатным или выпускают дополнительные автобусы.
Ну то есть это не только порыв души, но и организованная акция. Забота об экологии в добровольно-принудительном порядке. А без этого, вполне возможно, и в Европе бы никто не замечал Дня без автомобилей. Например, в Сиднее, пишет местная пресса, власти ничего не предприняли, соответственно, никто ничего и не заметил. Так что можно сказать, что мы живем по австралийским стандартам. Это тоже, наверное, неплохо. Не последняя вроде страна Австралия в смысле цивилизации.
Так что это вопрос в первую очередь к чиновникам. Здесь есть о чем подискутировать. Например, о том, должны ли власти к чему-то социально значимому подталкивать людей или нет. Или о том, не воспримут ли жители такую инициативу в штыки. Потому что в европейских или американских городах недовольных тоже много. Продавцы вот жалуются на снижение количества покупателей в этот день. Но ничего, как-то терпят. Так ведь и у нас тоже многие были против того, чтобы пристегиваться в машинах. Но привыкли. И к запрету курения в ресторанах привыкли. И даже внедрение платных парковок не вызвало в городе протеста, а ведь оно тоже направлено на то, чтобы люди пересаживались на общественный транспорт.
Впрочем, жить или не жить "по европейским стандартам" — вопрос сам по себе дискуссионный. Стандарты ведь не только в велосипедах заключаются. Например, накануне официальная газета Смольного "Петербургский дневник" посокрушалась по другому поводу: мало петербуржцы жалуются в прокуратуру на торговлю санкционными продуктами. Всего один звонок поступил в надзорное ведомство за месяц. "Что это, простая невнимательность или осознанная позиция?" — с нехорошим прищуром спрашивает газета.
И обитатели Facebook принялись, естественно, вышучивать "Петербургский дневник". Ха-ха-ха, мол. Вот вам ваши санкции. Фига вам в кармане.
Между тем вторым важным европейским стандартом после езды на велосипедах является как раз широко развитое доносительство. И об этом хорошо известно. На подозрительного соседа или машину, на человека, слишком долго не убирающего мусор, неправильно запарковавшегося или кому-то странному сдавшего квартиру, да на любое подозрение в нарушении закона. Это считается никакой не подлостью, а вопросом безопасности. К запрету на поставки продовольствия, конечно, можно относиться по-разному, но это закон, и санкционные продукты — контрабанда. То есть если следовать европейским стандартам, то, строго говоря, на такую торговлю как раз нужно доносить.
Многие эти санкции, понятное дело, не переваривают и доносить в прокуратуру не будут в принципе. Но ведь есть много людей, которые их поддерживают. И они тоже не доносят, хотя могли бы. Тем самым давая возможность первым эту запрещенную еду все-таки где-то покупать. Получается, хорошо, что в данном случае не выполняются европейские стандарты.
А вот можно ли сделать так, чтобы одни стандарты выполнялись, а другие — нет, и нужно ли к этому стремиться — это уже вопрос философский.