Оставят без авансов

В Смольном намерены ограничить объем авансов, выдаваемых подрядчикам, которые выполняют госзаказ. Бизнесмены опасаются, что это лишит их единственного источника оборотных средств.

На заседании городского правительства глава комитета по финансам Алексей Корабельников заявил, что при контроле над исполнением адресной инвестиционной программы (АИП) было выявлено, что некоторые комитеты стремятся повысить свои показатели по освоению бюджетных средств за счет выплаты авансов подрядчикам. "Призываю коллег больше этого не делать", — заявил он. По его словам, крупные скандалы с неисполнением подрядчиками своих обязательств по госзаказу и банкротства нескольких подрядных организаций у всех на слуху.
По данным комитета финансов на 1 августа 2015 года, АИП исполнена на 32,4%. Из выделенных на год 74,3 млрд рублей потрачено 24 млрд. Так, например, выше среднего показатели по освоению средств у комитета по развитию транспортной инфраструктуры (37,9%), у комитета по строительству (38%) и у комитета по благоустройству (66%). Рекорд поставил комитет по физкультуре и спорту — 98%.
В этом году в рамках АИП за счет бюджета планируется построить 91 объект (школы, детсады, объекты инфраструктуры и т. д.). Из них только пять объектов завершены и один введен в эксплуатацию.

100% гарантии

Губернатор Георгий Полтавченко поддержал идею ужесточения политики в расчетах по госконтрактам.
По его словам, теперь подрядчики будут получать авансовые платежи только под твердые гарантии их финансовых ресурсов в банках и при условии 100%–ного выполнения своих обязательств.
Традиционно значительную часть контрактов господрядчики исполняли с привлечением заемных денег.
В конце прошлого года из–за резкого повышения ключевой ставки ЦБ подорожали банковские кредиты, вместо обычных 14–15% годовых займы стали выдавать под 25–30%. Как заявлял тогда "ДП" гендиректор ОАО "Метрострой" Вадим Александров, он не сможет привлекать кредиты под такие проценты и намерен добиваться увеличения размеров бюджетных авансов.
Сейчас, по его словам, уже видны результаты подорожания денег: некоторые крупнейшие петербургские компании на грани банкротства, либо их прибыль упала. "Если авансы сократят, мы будем вынуждены привлекать больше кредитов, а это приведет к удорожанию строительства. Государство, наоборот, должно быть заинтересовано в том, чтобы, с одной стороны, уменьшить стоимость работ, с другой — сохранить подрядчиков", — говорит Вадим Александров.

Рынок сократится

"Когда бизнесу и так остро не хватает свободных средств, сокращение авансирования госконтрактов может привести к тому, что рынок недвижимости еще больше скукожится. Стройки остановятся, многие компании обанкротятся. Остановка может быть фатальна", — считает совладелец "Дальпитерстроя" Аркадий Скоров.
"В условиях кризиса не многие компании готовы вкладывать в старт проектов собственные деньги. Таким образом, на тендерном рынке останутся только крупные игроки. А меньшее число участников торгов, как правило, оборачивается большей стоимостью контрактов. Власти, стремясь сэкономить бюджетные деньги, потратят едва ли не больше, чем хотели", — прогнозирует представитель "Интарсии" Михаил Северов.
Председатель правления "РосСтройИнвест" Игорь Креславский считает, что с каждым объектом государственного заказа нужно индивидуально разбираться.
"На стройках с большим объемом импортного оборудования без авансов не обойтись, поскольку его без предоплаты даже не закажешь. И это очень усложнит систему закупок. Но есть стройки, в которые можно входить и без серьезных авансов, не рискуя выдержать сроки и исполнить контракт. Хотя, конечно, полное отсутствие авансирования может замедлить строительство. Но в этом вопросе нужна золотая середина", — полагает Игорь Креславский.

Справка

Финансирование объектов за счет средств адресной инвестиционной программы Петербурга по состоянию на 1 августа 2015 года, тыс. рублей

Заказчик Утверждено на год Профинансировано
Комитет по благоустройству Санкт–Петербурга 135 878,7 89 845,8
Комитет по информатизации и связи 792 869,2 49 333,0
Комитет по образованию 18 205,0 11 104,4
Комитет по природопользованию 133 373,8 49 633,2
Комитет по промышленной политикеи инновациям Санкт–Петербурга 459 937,8 97 295,9
Комитет по развитию предпринимательстваи потребительского рынка Санкт–Петербурга 94 448,7 5 450,7
Комитет по развитию транспортнойинфраструктуры Санкт–Петербурга 28 795 068,4 10 921 971,5
Комитет по транспорту 4 068 238,0 1 112 781,6
Комитет имущественных отношений 7 837 041,1 874 634,8
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению 8 857 213,9 1 768 409,5
Комитет по физической культуре и спорту 138 353,0 136 646,2
Администрация губернатора Санкт–Петербурга 732 761,3 503 418,4
Источник: комитет финансов СПб