Дефицит зрелищ

Потенциал спортивной тематики пока еще в полной мере не оценен бизнесом, однако положительная динамика есть.

ВПетербурге наблюдается явная нехватка спортивных сооружений и площадей, особенно на окраинах города, где ведется активная жилая застройка.
"По сравнению с Европой обеспеченность жителей Петербурга спортивными объектами ниже в несколько раз, — рассказывает Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами (Asset Management) NAI Becar. — Это объясняется, во–первых, тем, что европейцы уделяют больше внимания поддержанию здорового образа жизни, там в большей степени развита культура спорта, больше средств вкладывается в развитие профессионального спорта. Но главное — доходность от реализации спортивных проектов сопоставима с доходностью остальных сегментов недвижимости. В России слишком велика разница между маржинальностью, например, жилых проектов и спортивных сооружений, делающая инвестиционную привлекательность последних сомнительной".
Все спортивные объекты можно разделить на три сегмента: узкоспециализированные, многопрофильные и непрофессиональные площадки. К первой группе относятся, например, баскетбольные площадки, представленные в Петербурге, по данным NAI Becar, всего в количестве двух штук; футбольные поля, предложение которых ограничено 10 объектами; а также ледовые дворцы. Из перечисленных видов только количество последних позволяет удовлетворять спрос. Средние сроки окупаемости вложений в строительство спортивных объектов оцениваются в 15–20 лет.
"В городе действительно наблюдается недостаток специализированных средних спортивных центров различной направленности, — соглашается Андрей Бойков, партнер Rusland SP. — На сегодняшний день спрос на здоровый образ жизни, на занятия спортом показывает серьезный, стабильный рост, и городу, безусловно, нужно развивать это направление. Медленный рост обусловлен, в частности, отсутствием должного интереса со стороны частного бизнеса. Все–таки большая часть таких комплексов реализуется за счет бюджетных программ. Но, думаю, это вопрос времени, с учетом текущих положительных тенденций".

Ближний загород

В последние годы активное строительство спортивных объектов ведется в Ленобласти, которой на эти цели выделили около 1 млрд рублей из федерального бюджета. 13 объектов уже введены в эксплуатацию, работы еще по пяти завершатся до конца 2015 года. Это спортивный центр и городской стадион в Выборге, ледовая арена в Кингисеппе, крытый каток в Киришах и ФОК в Важинах. Однако к идее строительства там объектов частным бизнесом эксперты пока относятся с осторожностью.
"Проведение крупных спортивных мероприятий предполагает транспортную доступность объекта, — говорит Дмитрий Панов, генеральный директор ГК "Доверие". — Таким образом, помимо возведения самого спортивного комплекса его необходимо обеспечить инфраструктурой, которая выдержит массовый пассажиропоток. Здесь важна и территориальная близость к Петербургу — без нее вряд ли можно добиться наполняемости, а значит, и рентабельности проекта. В итоге для принятия решения о перспективности идеи необходимо учесть массу дополнительных нюансов".

Спонсорство

Но дело не только в нехватке площадок — спонсирование спорта бизнесом, за исключением разве что футбола и хоккея, явно пока тоже не вышло на уровень европейской или американской практики. К примеру, ICA group, крупнейший продуктовый ретейлер Скандинавии, в общей сложности поддерживает около пяти спортивных направлений, а спонсируемая им женская команда по футболу в его рекламе с успехом заменяет собой приглашенных звезд. У нас же многие крупные компании больше готовы засветиться на крупных событиях или дать денег на Олимпиаду, но не строить долгосрочную стратегию поддержки молодой команды или конкретного спортсмена.
Тем не менее есть также и примеры Олега Тинькова с его велосипедной командой, теннисные турниры ПТК, футбольный клуб "Краснодар", спонсируемый основателем "Магнита" Сергеем Галицким. Все это дает надежду, что примеров, когда спонсирование спорта становится неотъемлемой частью PR и корпоративной культуры компании, в России будет все больше.