Екатерина Фомичева news@dp.ru Все статьи автора
29 июня 2015, 00:14 90

Модуль упругости

Производители модульных зданий сетуют: сырье дорожает, продажи падают. При этом отрасль все так же привлекательна для новых игроков. Рынок ждет усиления конкуренции.

Объем российского рынка модульных зданий (быстровозводимые сборные конструкции на основе блок–контейнеров, которые можно устанавливать везде, где есть ровное место) в 2014 г. составил, по данным исследовательской компании "Текарт", 32 млрд рублей. Доля СЗФО — около 9%, то есть около 3 млрд рублей. Несмотря на кризис, рынок продолжает расти, но уже со сниженными темпами (менее 10% против 20 – 30% до кризиса). В 2015 г. ожидается сокращение спроса на модульные конструкции.

В Петербурге производством модульных зданий занимаются не более 10 компаний, среди которых лидерами считаются "СтройТрансСервис", Завод модульных зданий, Завод металлоконструкций, "Аден–Строй". Их постепенно теснят производители из города Пестово Новгородской области, где, по разным оценкам, выпускают до 50% всех модульных зданий, которые продаются в Петербурге. Помимо новгородцев в Петербурге работают более 20 компаний, которые занимаются только продажами.

Прибыль падает

Как правило, блок–контейнеры для модульных зданий производятся из металлических листов, а внутри обшиваются вагонкой или ПВХ. Стоимость металла в себестоимости производства модуля составляет 30 – 35%, оценивают производители. Основной поставщик профлиста — Череповецкий меткомбинат. Комплектующие для блок–контейнеров тоже преимущественно российские.

Цены на блок–контейнеры у петербургских производителей варьируются от 5 – 10 тыс. рублей за модули эконом и стандарт и до 40 тыс. рублей за 1 м2. "40 тыс. рублей — это цена модулей люкс, в них предусмотрены системы безопасности, электроосвещения и хорошая вентиляция", — говорит менеджер по продажам компании "Росконт" Дмитрий Третьяков.

По оценкам специалистов, прибыль от производства контейнера не превышает 20% от его стоимости. Конечная цена зависит от комплектации, встроенного оборудования, от параметров доставки и сложности монтажа.

В целом производители модульных зданий отмечают влияние текущего кризиса на их отрасль. В основном они говорят о росте себестоимости производства в пределах 20% из–за удорожания металла, продукции деревообработки и комплектующих, а также о снижении числа заказов, в основном из–за стагнации в строительном секторе. При этом производители не могут адекватно росту себестоимости повысить цены на свою продукцию, ограничиваясь 10%, что приводит к снижению прибыли. Сегодня она у разных производителей составляет 10 – 20% от себестоимости модуля, но у небольших или узкоспециализированных компаний зачастую она не покрывает расходов.

"Думаю, что кризис отразился на производстве модульных зданий аналогично всему строительному рынку. Но в прошедшие полгода спрос на нашу продукцию сохраняется, я лично ожидал большего падения производства", — говорит генеральный директор Завода модульных зданий Юрий Румянцев. А генеральный директор ООО "Завод металлоконструкций" Кирилл Семенников говорит о двукратном падении объема заказов у его предприятия.

"За последний год себестоимость продукции повысилась почти на 20%, а отпускные цены — на 10%", — говорит представитель "СтройТрансСервиса" Дмитрий Стеклов. "Производители не могут значительно повышать цены, потому что конкуренция высока, а покупатель достаточно часто смотрит в первую очередь на цену", — объясняет он.

Надо больше

"СтройТрансСервис" производит 120 блок–контейнеров в месяц. При этом год назад, по словам Дмитрия Стеклова, "для того чтобы работать с прибылью, было достаточно делать и 100 контейнеров". Сейчас, чтобы бизнес процветал, надо делать и продавать 150 контейнеров в месяц, добавляет он. А значительно увеличить оборот, чтобы компенсировать снижение прибыли, не получается, потому что клиенты — строительные фирмы не развиваются, заключает Дмитрий Третьяков.

Некоторые производители отмечают смещение спроса в сторону негабаритных модулей.

"Большого заказа у нашей компании на стандартные модули нет. Но есть спрос на нестандартные, и на них цены выросли в среднем на 10%. То есть нам выгоднее делать "нестандарт", — считает менеджер по продажам "Аден–Строя" Денис Кушнир.

В то же время массового ухода компаний с рынка его участники не ждут. "Конкуренция будет увеличиваться, а число производителей может не сокращаться, а возрастать. Постоянно открываю для себя все новые компании, которые пытаются войти в нишу производства модульных зданий", — говорит Юрий Румянцев.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама