Конец тарифной войны

Компания "ЦемЦентр", работу которой парализовал тарифный конфликт с собственником ж.–д. путей, потеряла 100 млн рублей, но победила монополиста.

Компания "ЦемЦентр "Обводный", которая из–за конфликта с "дочкой" Росимущества — "ПромЖелДорТранс" (ПЖДТ) вынуждена была почти на год остановить работу в Петербурге, через УФАС добилась права возобновить деятельность. Работа будет вестись по фиксированным тарифам, которые специально для ПЖДТ разработал и утвердил Смольный. За год простоя "ЦемЦентр" потерял 90% сотрудников. Убытки компании оцениваются в 100 млн рублей.

Бизнесу дали тариф

Как стало известно "ДП", тарифный комитет Смольного разработал фиксированный тариф для работы на железнодорожных путях, находящихся в ведении ПЖДТ. В распоряжении комитета от 22 мая (копия есть в "ДП") указано, что для участка дороги, где обслуживается "ЦемЦентр", на 2015 год предельныйтариф составит 72 рубля за 1 т груза, далее он будет индексироваться согласно установленным коэффициентам.
Кроме того, петербургское УФАС признало, что ПЖДТ нарушило закон о конкуренции, прекратив обслуживать "ЦемЦентр" на своем участке путей в августе прошлого года, и предписало "прекратить нарушение антимонопольного законодательства до 1 августа" (копия резолюции решения УФАС от 3 июня также есть в "ДП").
Собственник "ЦемЦентра" Дмитрий Эпштейн заявил "ДП", что доволен таким исходом дела. "Но победа будет полной, когда вагоны наконец–то пойдут на цементный элеватор. А руководство ПЖДТ тянет время с заключением договора по новому тарифу", — сообщил Дмитрий Эпштейн. Он добавил, что за время простоя компании пришлось сократить 90% персонала. Точную сумму убытков бизнесмен не назвал. По оценке экспертов, они достигают 100 млн рублей.
"Я смог сохранить бизнес благодаря удаче: в конце прошлого года удалось заключить контракт о поставках цемента автомобильным транспортом для строительства "Лахта Центра". Этот договор помог компании избежать банкротства. Но какой кровью! В процессе заливки фундамента небоскреба мы отгрузили 150 машин цемента за 40 часов! Если бы доставка шла по железной дороге, все было бы проще и дешевле", — сообщил Дмитрий Эпштейн.
Генеральный директор ПЖДТ Роман Шевченко подтвердил "ДП" готовность работать с "ЦемЦентром". А на вопрос, возобновит ли компания работу до 1 августа, как того требует УФАС, он ответил, что "и до решения антимонопольного органа был открыт к общению".
Также он обратил внимание на то, что тариф, утвержденный Смольным для "ЦемЦентра" — 72 рубля за 1 т груза, — оказался больше того, который стороны конфликта обсуждали изначально (речь шла о повышении тарифа с 38 до 68 рублей за 1 т цемента).
"Однако на самом деле этот тариф даже меньше объективного. Поскольку мы не смогли обосновать все работы, которые нужно проводить на этом участке путей", — заключил Роман Шевченко.
Дмитрий Эпштейн установленный тариф назвал адекватным. "Да, он выше, чем обсуждавшийся. Но законный и прогнозируемый, что важно для планирования бизнеса", — отметил он.
Опрошенные юристы заявили, что, если "ЦемЦентру" не дадут начать работу в установленные УФАС сроки, в дело может вмешаться прокуратура. "Пострадавшая сторона вправе потребовать возмещения убытков в судебном порядке, в том числе недополученной выгоды за весь период вынужденной приостановки деятельности", — говорит управляющий партнер юридической фирмы "Качкин и партнеры" Денис Качкин.

Суд да дело

Конфликт между ПЖДТ и его клиентами разгорелся в сентябре 2014 года (см. "ДП" № 158 / 2014). ПЖДТ контролирует движение грузов по участку путей Октябрьской железной дороги длиной 2 км между заводом "Красный треугольник" и станцией Балтийская.
Согласно действующему законодательству ПЖДТ должно было работать по расценкам, установленным государством. Но компания не обращалась в Смольный по этому вопросу и сама устанавливала тарифы для своих контрагентов.
Минувшим летом ПЖДТ сначала в одностороннем порядке расторгло договор с "ЦемЦентром", а потом предложило перезаключить его по новым ценам. Собственник "ЦемЦентра" попросил руководство ПЖДТ объяснить, с чем связан такой рост, однако не нашел понимания у владельца путей и обратился в суд, УФАС, Законодательное собрание Петербурга, Смольный и другие государственные инстанции. В частности, спикер ЗС Вячеслав Макаров потребовал у Смольного разъяснений о деятельности ПЖДТ.
Остроты конфликту добавляло то, что через "ЦемЦентр" в Россию шло 50% поставок цемента белорусской компании "Красносельскстройматериалы" по межправительственному соглашению РФ и Белоруссии. Так что конфликт получил международный резонанс.
Представители ПЖДТ в беседе с "ДП" прошлой осенью объясняли желание повысить расценки для клиентов стремлением снизить убыточность участка.
В последние годы эта компания почти ежегодно демонстрировала убыточность. Так, 2013 год она закончила с чистым убытком 6,34 млн рублей при выручке на уровне 260–270 млн рублей. УФАС по Петербургу возбудило антимонопольное дело в отношении ПЖДТ, а комитет по тарифам Смольного оштрафовал ПЖДТ за то, что оно незаконно, без согласования, устанавливало тарифы на пользование своими путями. Было выявлено более 300 таких эпизодов.
По подсчетам чиновников комитета по тарифам, общая сумма штрафов по этим делам, которые придется заплатить ПЖДТ, составит 35 млн рублей.