Рынок интернет-банкинга в России вырос в два раза

Автор фото: Рогулин Дмитрий/ТАСС

Рынок интернет-банкинга в России в 2014 году вырос в 2 раза, до 1,14 трлн рублей. Несмотря на то что начало 2015 года стало непростым для банковского бизнеса, банки сокращают офисные сети, но не перестают активно инвестировать в IT-технологии. Дистанционные сервисы помогают им экономить на операционных расходах, расширять географию операций и создавать базу лояльных клиентов.

В 2014 году российский рынок интернет-банкинга вырос в 2 раза, с 590 млрд рублей по итогам 2013 года до 1,14 трлн рублей, подсчитали аналитики "БКС Премьер".
Количество россиян, использующих интернет-банкинг для управления своими банковскими счетами, за 2014 год выросло на 51%, свидетельствуют данные агентства Markswebb Rank&Report. На сегодняшний день уже 66%, или 23,3 млн российских интернет-пользователей в возрасте от 18 до 64 лет, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек, пользуются интернет-банкингом для частных лиц.
Инвестиции растут
Петербургские банки не могут не реагировать на эти активно растущие цифры, несмотря на то что в целом начало года из-за высоких ставок выдалось непростым для всего российского банковского сектора.  
МБСП недавно запустил обновленную версию интернет-банка для корпоративных клиентов, СИАБ обновил свой интернет-банк и запустил новое мобильное приложение, Альфа-Банк создает мобильные сервисы для ежедневных расчетов, Балтинвестбанк в прошлом году запустил новую версию интернет-банка и мобильное приложение, развивает интернет-банкинг и банк "Санкт-Петербург".
Никто из опрошенных "ДП" банков не раскрыл инвестиций, которые вкладываются в интернет-банкинг и приложения в 2015 году, однако называют дистанционные сервисы пунктом, на котором нельзя экономить в нынешних условиях. "Сейчас наличие системы интернет-банкинга — это уже так называемый must have, неотъемлемый сервис для банка, работающего на розничном рынке", — комментирует Варвара Степанова, начальник управления премиального обслуживания банка "БФА".
По словам экспертов, больше всего вкладывают в дистанционные сервисы крупные розничные банки. Также стоимость зависит от того, обращается ли банк в студию разработки или же собирает команду разработчиков самостоятельно, как сделал, к примеру, Тинькофф Банк. "Создание приложения под две основные платформы — iOS и Android — стоит порядка $90-120 тыс. Инвестиции в интернет-банкинг зависят от избранной бизнес-модели, масштаба деятельности и других параметров. Разработка онлайн-сервиса с нуля в среднем стоит от $1-3 млн. Размер клиентской базы, при котором внедрение интернет-сервиса экономически целесообразно, составляет 10 тысяч, а сроки окупаемости веб-обслуживания составляют в среднем 2-3 года", — оценивает Вадим Исаков, территориальный директор "БКС Премьер".
Ранее глава Сбербанка Герман Греф заявил, что затраты Сбербанка на IT составляют около 5% от операционных доходов до резервов (в 2014 году затраты составили около 65 млрд рублей).
При этом, по словам банкиров, инвестиции в интернет-банкинг довольно быстро окупаются. Если мы говорим про запуск фич/функционала при прочих равных, стандартный срок окупаемости не более полугода", — констатирует Владимир Урбанский, руководитель блока "Электронный бизнес" Альфа-Банка.
Экономия и лояльные клиенты
Учитывая опыт работы в этом сегменте, игроки рынка и эксперты говорят, что технологии дистанционного обслуживания позволяют не только сэкономить на операционных расходах, но и сформировать базу из клиентов, довольных сервисом банка в целом и готовых покупать другие продуты банка, а также расширить географию операций.
"Клиенты сейчас не ограничены в выполнении тех или иных операций, например, будучи за границей. Ранее для многих операций, например для обмена валют по специальному курсу банка, требовалась непосредственная идентификация в офисе. Сейчас достаточно установить мобильное приложение. А это больший оборот и зачастую большие комиссионные сборы", — поясняет Вадим Исаков.
Мобильные приложения становятся дополнительным инструментом кросс-продаж. Предполагается, что если клиенту удобно использовать банк для повседневных расчетов, то высока вероятность, что со временем клиент воспользуется и другими банковскими предложениями. "Наиболее продвинутые системы позволяют моделировать поведение пользователя в зависимости от набора продуктов и услуг, которыми пользуется клиент, и действий, которые он совершает через интернет-банк, а затем предлагать клиенту именно тот продукт, в который будет ему интересен", — рассказывает Варвара Степанова, начальник управления премиального обслуживания банка БФА.
"Благодаря интернет-банку он может узнать о множестве продуктов и воспользоваться ими в тот же момент. У нас несколько тысяч поставщиков по оплате различных услуг, низкие тарифы на осуществление переводов, карточные сервисы и т.п. Кроме того, нам очень удобно отправлять клиентам персонифицированные предложения посредством интернет-банка", — комментирует начальник отдела некредитных продуктов Балтинвестбанка Наталья Руденко. Владимир Урбанский, руководитель блока "Электронный бизнес" Альфа-Банка, отмечает среди прочего укрепление бренда как инновационного.
Высокая конкуренция
По данным агентства Markswebb Rank&Report, 41% пользователей интернет-банкинга имеют доступ и пользуются интернет-банкингом в двух и более российских банках.
С тех пор как несколько лет назад российские банки увлеклись дистанционными сервисами, в этом сегменте возникла серьезная конкуренция. "В Петербурге высокая конкуренция среди дистанционных каналов обслуживания. Поскольку мы запустились в прошлом году, то нам приходится учитывать и тот факт, что у клиентов уже подключены сервисы сторонних банков. По моему мнению, человек, который является клиентом любого банка, должен подключать интернет-банк, вне зависимости от того, какими услугами банка он пользуется", — считает Наталья Руденко.
Без офисов не обойтись
На сегодняшний день уже появилась и действует модель банковского бизнеса, когда банк почти полностью отказывается от офисов в пользу дистанционных каналов. Такую модель выбрал, к примеру, Тинькофф Банк: он полностью отказался от отделений и проводит банковские операции по телефону или через Интернет.
Однако, по мнению экспертов, такое решение подходит не всем. "Несмотря на то что такие примеры на рынке есть уже сейчас, говорить о полном переходе рынка на дистанционную модель в среднесрочной перспективе пока не приходится", — комментирует Вадим Исаков.
По словам банкиров, в интернет-банке и в мобильных приложениях клиенты могут совершить почти все операции, но не все. К примеру, интернет-банк "БФА Online" позволяет управлять средствами на своих счетах, осуществлять переводы, открывать вклады, однако для совершения валютного перевода клиенту пока придется обращаться в офис банка. Балтинвестбанк сейчас работает над тем, чтобы клиент получил возможность оформить заявку и взять кредит посредством интернет-банка. "В отличие от большинства банков, у нас можно дистанционно открыть счет в трех валютах, полностью распоряжаться вкладами (в т.ч. закрывать), осуществлять валютные переводы. К тому же мы рассматриваем возможность продажи посредством интернет-банка продуктов наших контрагентов, к примеру страховых полисов, а осуществление переводов через "Золотую Корону" и заказ кредитной истории в НБКИ у нас уже реализованы", — говорят в Балтинвестбанке. В Альфа-Банке утверждают, что клиенты могут получить 90% услуг банка в digital-каналах, кроме выдачи наличных и карт, заказа справки в бумажном виде, переводов крупных сумм выше лимита, закрытия депозита и оформления некоторых видов кредитов (автокредит, ипотека и т.п.), ПАИ, ПФР (договор ОПС) и отключить digital-каналы.
Также банкиры отмечают, что по-прежнему не все их клиенты готовы совершать банковские операции в интернет-банке или через мобильное приложение из-за недоверия. "Препятствием все так же остаются консерватизм и недоверие некоторых категорий граждан. Хотя за прошлый год удалось эту ситуацию переломить в положительную сторону", — отмечают в Балтинвестбанке. Также препятствием, по словам экспертов, по-прежнему становятся технические ограничения, к примеру, отсутствие доступа в Интернет, плохая скорость и т.п.
Приложения набирают скорость
Несмотря на это, уже есть услуги, которые доступны исключительно в digital-каналах, к примеру, установка лимитов по картам, сервис анализа расходов, конвертация, оплата некоторых услуг и др. Вместе с тем продвинутым клиентам давно удобнее оплачивать коммунальные платежи, мобильную связь, Интернет и совершать прочие регулярные платежи в интернет-банке. "Интернет-банк важен и для зарплатных клиентов, чтобы контролировать движения по зарплатной карте, и клиентам, имеющим в банке депозиты и счета, чтобы эффективно управлять своими средствами, и заемщикам банка, чтобы получить актуальную информацию о своем кредите", — говорят в БФА.
В Альфа-Банке отмечают тренд, согласно которому мобильное приложение чаще используют для простых или быстрых платежей, а интернет-банк — для более сложных. Количество пользователей сервиса "Альфа-Мобайл" росло в 2 раза за год последние 2 года, а количество клиентов "Альфа-Клика" выросла с 3,6 млн в декабре 2014 года до 4,1 млн к апрелю 2015 года.
Количество транзакций через интернет-банк значительно превышает мобильный банкинг, но сейчас активно растет количество операций, совершенных через мобильные устройства, также констатируют в Балтинвестбанке. "Объем операций, как и количество подключенных клиентов за прошлый год, выросли на 80%. Сейчас мы нацелены на увеличение базы активных клиентов, в первую очередь мобильного приложения", — говорят там.
"В крупных городах порядка половины интернет-пользователей именно с помощью мобильных приложений совершают различные виды операций по счету, – отметил управляющий филиалом банка "УРАЛСИБ" в Петербурге Дмитрий Яковлев. – В нашем городе проживает более пяти миллионов человек, поэтому понятен постоянно растущий спрос на дистанционные каналы. По Северо-Западной дирекции УРАЛСИБА рост объема проведенных через наш мобильный банк платежей и переводов за год составил 150%".