Тариф "Патриот"

Два бывших петербургских топ–менеджера, работающих сейчас в Киеве, вступили в спор о методах борьбы за клиента.

Многое подвергается пересмотру в современной Украине, и все, естественно, благодаря политическому противостоянию русского и украинского миров. Вторглось оно и в бизнес — в частности, в мобильную связь. В Facebook развернулась интересная дискуссия, примечательная хотя бы тем, что ведут ее не рядовые блогеры, а лично руководители крупнейших операторов.

Антироссийская карта

Гендиректор "МТС–Украина" Иван Золочевский обратился на своей странице к "уважаемым коллегам из "Киевстар". "Большая просьба: перестаньте в своих частных коммуникациях разыгрывать антироссийскую карту. Не уподобляйтесь пропагандистам из нелюбимой вами страны, не вводите намеренно в заблуждение тех, кто ведется на ваш голубой логотип, не вникая в суть".
На что немедленно откликнулся в комментариях президент компании "Киевстар" Петр Чернышов: "Я, когда убеждаю перейти в КС, говорю, что мы просто даем сервисы лучше. Не знаю, при чем тут русскость? Мы оба из украинских компаний — у нас работают по несколько тысяч украинцев, и мы платим огромные налоги. В бюджет Украины! Предлагаю не использовать политическую риторику".
Однако Иван Золочевский не просто так выдумал свои претензии. Несколькими днями ранее журналистка Анастасия Береза написала вдохновенный пост о том, что переходит с МТС на "Киевстар".
"Странно, бойкотируя российские продукты, платить русским за связь. Во–вторых, она стала совсем фиговой и в зоне войны отключается первой. У "Киевстара" и качество лучше, и собственники по большей части за границей, а не в Москве, и название отличное, — написала она и добавила: — Кстати, КС готов всем желающим сделать перемену номера по такому же принципу, обращайтесь". И Петр Чернышов — на своей странице — подтвердил "принцип", процитировав Березу с примечанием: "Вот и еще один хороший человек, журналист, патриот, бегун и вообще умная девушка делает правильный ход. Ну и я немного помог. Обращайтесь, и вам тоже помогут сделать это же самое".
Ну то есть, что бы ни говорил Петр Чернышов, слова свидетельствуют о том, что одна крупная компания приглашает клиентов другой именно под патриотическими лозунгами "не платить русским за связь".
Поэтому Иван Золочевский и удивляется тому, что ключевым аргументом в конкурентной борьбе становится не качество сервиса, а "записной патриотизм с рассказыванием всяких небылиц". И не удержался от ответной шпильки: "Просто знайте, что обратных переходов не меньше. Наверное, с таким же уровнем мотивации".
Комментаторов, конечно, так просто не проведешь. Они сразу обратили внимание на то, что вообще–то "Киевстар" принадлежит "ВымпелКому", в России известному благодаря бренду "Билайн". А "ВымпелКом" принадлежит почти наполовину структурам "Альфа–Групп" и на 43% — норвежской Telenor. Что касается "МТС–Украина", то компания, конечно, контролируется через офшоры российскими МТС, которые, в свою очередь, на 51% принадлежат АФК "Система", но почти половина акций вообще находится в свободном обращении на биржах.

Неблагодарное занятие

Украинские пользователи с энтузиазмом принялись выяснять, кто чем владеет и где хотя бы менеджмент более проукраинский, но в общем все равно сошлись на том, что "Киевстар" украинской компанией уж точно не назвать.
Выяснять национальную принадлежность компаний в наши дни вообще дело зачастую неблагодарное. Вот, например, третий крупный украинский оператор Life на 55% принадлежит турецкой Turkcell. А в Turkcell 5% принадлежит структурам той же "Альфы", а 4,12% — Александру Мамуту. И еще 4% контролируется вообще казахстанской Visor Group. Куда же податься украинскому патриоту?
Стоит остановиться на фигурах участников дискуссии. Иван Золочевский — выходец из России. Более того, из Петербурга. Он много лет работал здесь, с 2005 по 2011 год был директором макрорегиона "Северо–Запад" ОАО "МТС" и лишь затем уехал руководить украинскими МТС. И Петра Чернышова тоже хорошо помнят в Петербурге — он уроженец Екатеринбурга, но в 2003–2006 годах был гендиректором пивоваренного завода "Вена" и вице–президентом по финансам "Балтики". Правда, он уехал раньше, в 2006 году, и только в 2014–м Петр Чернышов, после того как возглавил "Киевстар" (и после Крыма и Славянска), отказался от российского гражданства в пользу украинского, ощутив "неразрывную связь с Украиной".
То есть два человека, переехавшие на Украину из Петербурга и возглавляющие бизнес–единицы крупных российских компаний, заспорили об украинском патриотизме. И это, видимо, кроме легкого удивления должно вызывать еще и сожаление по поводу того, что на самом деле мобильная связь не очень сильно зависит от того, кому принадлежат акции оператора (ну то есть зависит, но никак не в националистическом смысле), но людям, занимающимся бизнесом, приходится принимать популярные в обществе правила игры. Просто потому, что здесь и сейчас так принято.