Автоматическое питание

Вендинговая торговля в бизнес–центрах в основном представлена кофе и снэками, однако вендоры планируют накормить офисных работников фруктами и пастилой.

Бизнес–центры наряду с университетами, поликлиниками и автомойками — одна из самых привлекательных для вендинговых операторов локаций. "Офисные центры отличаются понятной и постоянной целевой аудиторией, — поясняет совладелец и технический директор компании Clean Touch Vend Михаил Талалай. — Чаще всего это представители среднего класса, которые проводят в офисах довольно много времени, при этом каждый день это одни и те же покупатели".

Больше кофе

Исходя из этих посылок вендоры обычно и выбирают аппараты для установки в офисе. Например, под "необычные" автоматы — по продаже сувениров, футболок с рисунками, книг и др. — стараются выбирать места, где поток посетителей меняется. Ежедневно книжки и чехлы для телефонов люди покупать не станут.
Поэтому львиная доля аппаратов в офисах — продуктовые, хотя в 7–10% участники рынка оценивают долю вендинговых машин с другими товарами повседневного спроса — контактными линзами, зонтами на случай внезапной перемены погоды, периодическими изданиями. Однако, уверяют предприниматели, установка такого аппарата всегда риск, и большинство компаний предпочитают работать с кофе и снэками. Владелец ООО "Вендито" Илья Черноок соглашается, что рынок очень консервативен: это правило диктует рентабельность. "Например, те же линзы офисному сотруднику проще заказать через Интернет", — говорит предприниматель.
Похожее распределение демонстрирует и "внеофисный" рынок вендинга в Петербурге, который оценивают примерно в 6 млрд рублей в год. Кофейные автоматы занимают 60–80% рынка, за ними следуют снэковые. Лидируют по числу торговых аппаратов компании UVENCO, "ВендингПро", "СИБА — Вендинг" и др.
Ставки аренды для вендинга в бизнес–центрах колеблются в рамках 10–50 тыс. рублей в месяц, подсчитали в NAI Becar. При этом несколько крупных операторов занимают большую часть рынка, а для того чтобы окупить издержки, необходима сеть не менее чем из 10 аппаратов. "Торговые автоматы могут стоять в бизнес–центрах любого класса, главное — проходимость, — рассказывает Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге. — Также на большинстве аппаратов есть монитор, который можно использовать для трансляции рекламы, то есть дополнительного дохода".

Не только батончики

Михаил Талалай рассказывает, что успех вендинговых машин не всегда предсказуем: к примеру, кофейные аппараты в офисах обычно успешны, несмотря на то что во многих компаниях есть бесплатные для сотрудников кофемашины и кулеры с водой. При этом автоматы с другими напитками в бизнес–среде не прижились: для рентабельной продажи газировки в розлив нужна более высокая проходимость, кислородные коктейли, которые пытался продавать сам предприниматель, тоже остались неоцененными обитателями офисов. Что касается продуктов, то сейчас чаще всего в офисных аппаратах можно встретить шоколадки, чипсы, печенье, и только в наиболее проходимых местах появляются йогурты, сэндвичи и др. Среди основных требований к ассортименту таких машин — долгий срок хранения, небольшая упаковка и цена не выше 50–100 рублей. "Но я считаю, что будущее вендинговой торговли в бизнес–центрах за продуктами, которые соответствуют моде на здоровый образ жизни: орехи, сухофрукты, обычные фрукты, фруктовые чипсы, — рассуждает Михаил Талалай. — Большинство из них сейчас не подходят для торговых аппаратов только из–за размеров упаковки, но развитие вендинговых технологий исправит эту ситуацию". Сейчас его компания ведет переговоры с несколькими производителями орехов и сухофруктов о создании аппарата под их продукцию.
Тенденцию к расширению продуктового ассортимента в вендинговых машинах подтверждают и другие участники рынка. Например, компания "Семейный капитал" планирует запускать автоматы с обезжиренным молоком, ее руководство отмечает, что "людям нужны не только вода и шоколадные батончики". А индивидуальный предприниматель Михаил Белоногов собирается установить в бизнес–центрах класса А торговые автоматы по продаже пастилы под брендом "Русские гостинцы".
И даже проекты "вендинговых кафе" — нескольких автоматов в одном зале со столиками — Илья Черноок не считает утопией, тем более что в бизнес–центрах нередки проблемы с доступностью общепита. "По сути, для этого нужна минимальная инфраструктура: несколько столиков, возможно микроволновка", — заключает он.