Дорога оказалась мала порту

Бронке не хватает пропускной способности железной дороги, и застройщик порта попросил РЖД соорудить второй путь за 1,8 млрд рублей. РЖД в ответ всерьез предложили инвестору построить инновационную дорогу за 70 млрд рублей.

Застройщик порта Бронка — компания "Феникс", входящая в холдинг "Форум" Дмитрия Михальченко, просит РЖД построить второй путь железной дороги протяженностью 4,5 км от Ораниенбаума до станции Бронка стоимостью 1,8 млрд рублей. При этом "Феникс" готов вложить 970 млн рублей в реконструкцию припортовой железнодорожной станции.
Вопрос о расширении железной дороги в повестке прошедшего вчера координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти поднял в начале заседания лично министр транспорта РФ Максим Соколов.
Прокладка второго пути решит неожиданно обострившуюся проблему увеличения пропускной способности железной дороги в направлении достраивающегося порта. Сейчас дорога может пропускать в гавань две–три пары грузовых поездов в сутки, что примерно вдвое ниже потребности.

Ошибка в бизнес–плане

Проблему с пропускной способностью железной дороги инвестор не предвидел. Когда 10 лет назад он только проектировал свой контейнерный терминал, делал ставку на автомобильный транспорт. Подавляющее большинство ввозимых в Россию товаров тогда прибывало морем и развозилось по стране грузовиками.
Однако с конца 2014 года состав грузопотока начал кардинально меняться: импорт падает, экспорт растет. А это уже совсем другая логистика — экспортные товары доставляются в местные порты преимущественно по железной дороге. Первое судно прибудет в новую гавань уже 10 июня, а регулярные судозаходы начнутся в сентябре.
Уже заключен контракт с французской судоходной компанией CMA CGM. С сентября до начала 2016 года ее контейнеровозы будут заходить в Бронку раз в месяц, а затем — 3 раза в месяц. Вот тогда потребность порта в пропускной способности железной дороги возрастет до 10 пар поездов в сутки, что выше текущего уровня почти в 5 раз.

Силой поля

Присутствовавший на координационном совете вице–президент РЖД Вадим Морозов, внимательно выслушав доклад представителя порта по поводу необходимости строительства второго пути, воздержался от публичных комментариев. А в приватной беседе с представителями застройщика, как стало известно "ДП", предложил строить инновационную, магнитолевитационную дорогу от порта до станции Владимирская (восточнее Гатчины) протяженностью более 54 км. По ней поезд, приводимый в движение силой электромагнитного поля, сможет перемещать контейнеры со скоростью 500 км/ч, а стоимость 1 км пути обойдется в $37 млн.
В свою очередь, Максим Соколов предложил застройщику порта направить запрос на получение финансирования из федерального бюджета в правительство РФ, в Минэкономразвития.
Строительство магнитолевитационной дороги в России энергично лоббирует бывший начальник Октябрьской железной дороги, экс–министр путей сообщения Анатолий Зайцев. Он признался "ДП", что Вадим Морозов поддерживает инновационный проект. Так, по его просьбе Максим Соколов на вчерашнем координационном совете попросил подыскать участок земли под строительство опытной линии дороги будущего.
"Нам нужно 7–8 км пути", — пояснил Анатолий Зайцев. По его словам, создание опытного образца под ключ будет стоить 50 млрд рублей без учета стоимости земли.
Ранее Анатолий Зайцев предлагал РЖД и Смольному запустить электромагнитный поезд в Пулково. Но предложение не нашло отклика.
Ситуация непростая, но мы выпутаемся, будем грузовиками вывозить контейнеры с ближайших станций. Строить второй путь за свой счет не очень хотим, так как им будут пользоваться все, не только мы. Станцию готовы реконструировать, ведь она будет обслуживать в основном наш порт. Магнитолевитационная дорога, то, что предлагают РЖД, экономически нецелесообразна. Она, возможно, будет рентабельна на очень больших расстояниях. Если, например, строить такую дорогу от западного Китая до Бронки, вот в этом случае инвестиции могут оправдаться, спрос найдется. Даже между Петербургом и Москвой такая скорость клиентам не нужна.
Алексей Шуклецов
исполнительный директор