Открытое небу пространство

Офисы с террасами на крышах встречаются в Петербурге довольно редко. При этом они пользуются спросом у арендаторов, особенно если с них открывается вид на исторический центр города.

Бизнес–центров с террасами в Петербурге не много, что связано прежде всего с их малой практичностью в условиях северной погоды. Террасы располагаются в бизнес–центрах класса А или В+. "Суммарно число таких объектов не превышает 30, и то во многих из них терраса — это скорее большой открытый балкон", — отмечает директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт–Петербурге Михаил Рожко.
Офисы с выходом на террасу востребованы у арендаторов, особенно когда с них открывается вид на историческую застройку. Однако, как отмечает управляющий директор сети бизнес–центров "Сенатор" Дмитрий Золин, эксплуатация кровли требует определенных инженерных решений, которые необходимо закладывать при строительстве здания, поэтому сложно использовать крыши исторических построек.
Среди объектов с террасами называют БЦ "Арена холл", Quattro Corti, Ecostatus, "Сити Центр" (гостиница "Москва"), БЦ "Универс", Jensen House Nevsky, Renaissance Pravda, "Сенатор" на ул. Кропоткина, строящиеся Mezon Plaza и БЦ "Сова".

Отдых от работы

В основном террасы в объектах коммерческой недвижимости используются как летние рестораны под открытым небом либо как концертные площадки. "Проектировать террасу в бизнес–центре стоит в том числе в целях продвижения, — отмечает Андрей Макаров, руководитель дизайн–проекта БЦ "Сова". — Проведение мероприятий на таких площадках позволяет познакомить посетителей с бизнес–центром и запустить сарафанное радио — один из лучших источников рекламы для коммерческой недвижимости".
Терраса — это скорее имиджевый элемент, чем функциональный. "Офис с такими "фишками" чаще всего несет представительскую функцию, тем самым подчеркивая высокий статус компании", — считает директор по маркетингу и продажам EKE Ирина Зеренкова. Также крупные компании стремятся арендовать видовые офисы с целью создать лучшие условия работы для своих сотрудников. Особенно это популярно в сфере IT, где высока конкуренция за кадры и для сотрудников очень важна окружающая обстановка.
Михаил Рожко замечает, что до запрета на курение в общественных местах террасы были своего рода летней курилкой для сотрудников компаний–арендаторов. Сейчас эта практика прекращена.
"Спрос на террасы обычно актуализируется к лету: арендаторы любят использовать эти пространства как зоны для отдыха или проведения корпоративных мероприятий", — говорит директор по продажам "Невской ратуши" Юлия Серебрякова.

И терраса в придачу

Терраса — это часть эксплуатируемой кровли, сопряженной с офисным помещением либо имеющей отдельный вход.
"От этого зависит формат ее использования собственником, при условии что это не противоречит строительным правилам и нормам безопасности", — рассказывает генеральный директор East Real Альберт Харченко.
Собственник может предлагать ее отдельным видам бизнеса, например ресторанному. В таком случае взимается полноценная арендная плата. Если терраса относится к ресторану, стоимость ее аренды может составлять 50% от арендной ставки квадратного метра площади ресторана.
Если терраса примыкает к офису, то она сдается с пониженным коэффициентом от 0,5 до 0,25 от стоимости арендной платы за офис. Чаще же всего ее аренда будет бонусной, однако при этом стоимость самого офиса может быть существенно выше, чем аналогичного офиса без террасы.