Акваскейп для офиса

Производители аквариумов для бизнес–центров смогли удержать свою нишу в кризис и в 2015 году ожидают роста спроса на более дорогие позиции.

Аквариум для бизнес–центра не необходимость и даже не показатель класса офисов, а лишь декоративный элемент. Однако спрос на офисные аквариумы стабильно высок — возможно, петербуржцы просто любят подводных обитателей, тем более что, по оценкам предпринимателей, на Петербург приходится почти половина российского рынка корпоративных аквариумов — около 500 млн рублей в год. Почти все оставшиеся заказы сосредоточены в Москве — в регионах же аквариумистика развита слабо, поясняют в ООО "Акватех". В компании добавляют, что на Северо–Западе конкуренция жестче, чем в других регионах: небольшие розничные точки буквально сражаются за клиентов.
"Спрос на аквариумы в больших городах был всегда, люди ценят экзотику, пытаются приблизить к себе природный мир. Но вот на крупные объемы продаж в сфере морской аквариумистики мы рассчитываем только в конце 2015 года, пока люди ищут доступные решения", — говорят в ООО "Акватех".

Экзотика в офис

Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге, рассказывает, что аквариумы в холлах бизнес–центров встречаются крайне редко и являются скорее "фишкой", имиджевой составляющей бизнес–центра. "Отмечу, что для того, чтобы большой аквариум вписывался в дизайн холла, его необходимо закладывать на этапе проектирования объекта", — говорит эксперт. Последнее обстоятельство заметно снижает рынок аквариумистики — часто у заказчика есть желание установить аквариум, но он не вписывается в интерьер или это невозможно по техническим причинам.
Ирина Зеренкова, директор по маркетингу и продажам EKE, считает, что рынок коммерческой недвижимости прагматичнее, чем жилой. Владельца квартиры могут привлечь нестандартные решения, а на успех бизнес–центра влияют рациональные параметры — локация, паркинг, ремонт. "Аквариумы, как "джунгли" из цветов, — прихоть владельца: даже в самых необычных запросах арендаторов аквариумов еще не встречалось", — резюмирует она.
Генеральный директор ООО "Морской Мир" Максим Опаленко добавляет, что частные лица чаще становятся собственниками нетипичных аквариумов. "А организации чаще попадают впросак: тендерные закупки приводят к выигрышу самых дешевых предложений: компании сличают стоимость "в лоб" и потом не знают, куда девать некачественный аквариум", — рассказывает предприниматель.

В ожидании роста

Пока, по данным компаний, простые пресноводные аквариумы с искусственным декором популярнее прочих. Однако участники рынка отмечают рост спроса и на морские аквариумы, создание и содержание которых обходится в разы дороже. "Развиваются новые направления — акваскейп (подводный пейзаж) и биотопный аквариум (повторение в декоре аквариума мест обитания данного вида рыб). Но в России все еще не производят сложное оборудование", — говорит аквариумист семейной компании AquaFamily Олег Зайцев.
В ООО "Акватех" именно отсутствие российского оборудования, недорогих отечественных кормов и химии считают самой главной проблемой в отрасли. "Все товары везут из Германии, на рынок России они попадают по запредельно высокой цене, — говорят в компании. — Если брать производителей аквариумов, тут мы выигрываем по качеству, а вот альтернативы импорту кормов и оборудования на рынке пока не появилось".
При этом в конце 2014 года резко упал спрос на немецкие корма, которые начали заменять чешскими, химию, некоторое оборудование — и в целом рынок заметно "схлопнулся". Но в начале этого года предприниматели снова заговорили о развитии и планах на будущее. "Опираясь на опыт двух пережитых кризисов, мы сами с оптимизмом смотрим на развитие аквариумистики в России, — говорит Максим Опаленко. — И считаем, что есть неплохой шанс на рост продаж у отечественных заводчиков рыб".