Особому питанию — особый спрос

В этом году продавцы спортивного питания отмечают рост спроса на российскую продукцию. Правда, в целом они отмечают снижение спроса на эту категорию товаров со стороны потребителей.

Сегодня в Петербурге работают более 60 специализированных розничных магазинов спортивного питания, в том числе такие крупные сети и интернет–магазины, как Fit & Health, FitnessBar.ru, Power–Way, "РЭМ-спорт" и т. д. Значительную долю рынка занимают и фитнес–клубы (их в городе около 400), которые также занимаются реализацией спортпита. Однако, по оценкам экспертов, в фитнес–клубы в Петербурге ходят не более 5% горожан, а потребителями спортивного питания из них являются не более 25%. Оценить полностью рынок спортивного питания в Петербурге эксперты не берутся, ссылаясь на то, что значительную долю товара сбывают "по–черному" — попросту личные фитнес–тренеры продают их своим подопечным из рук в руки.

Вскормить спортсмена

Спортивное питание — это особая группа пищевых продуктов, проще говоря — пищевая добавка для людей, активно занимающихся спортом и фитнесом. В России спортпит относят к биологически активным добавкам. Спортивное питание подразделяется на множество видов (аминокислоты, протеиновые порошки, гейнеры и пр.), но в основном оно представляет собой концентрированные смеси белков, жиров и углеводов, быстрее и лучше усваиваемые организмом по сравнению с обычной едой. Основную долю на рынке занимают импортированные из–за рубежа товары (до 90%), при этом львиную долю импорта занимает спортпитание из США, после него следует Германия, затем Канада, Англия, Испания.
Наиболее распространенные бренды — Optimum Nutrition, BSN, Dymatize, Ultimate Nutrition, Weider, MGN. На долю отечественных производителей приходится около 10% рынка. Основной отечественный производитель — это ООО "АРТ Современные научные технологии" (бренды Ironman, XXI Power, MD, "Леди Фитнес", Artlab, Shaper, "Юный Атлет", "Лидер", "Т–Хелпер", "Турбослим", Life Lab) в Петербурге работают такие производители, как Pure Protein и R–Line.
Отечественное производство, однако, пока не представляет собой полноценный технологический цикл — фактически производство ведется почти всегда на ввозном сырье и заключается лишь в смешивании готовых ингредиентов и их упаковке.

Инвестиции в тело

Спортивное питание — это высокотехнологичный продукт и никогда не относилось к категории дешевых. Двухкилограммовая банка протеина производства США стоит в среднем около $100. Но в свете общего ухудшения экономической ситуации в стране и роста курса валют осенью 2014 года сегодня можно констатировать рост цен в рублевом эквиваленте почти в 2 раза. Те компании, которые подняли цены менее чем в 2 раза, объясняют это урезанием собственной торговой наценки.
Рост цен повлиял на перераспределение спроса. Общий поток покупателей снижается, и необходимость экономии заставляет переходить на отечественные продукты. При этом "отвалились" потребители–непрофессионалы, то есть обычные посетители фитнес–клубов, которые не готовятся к соревнованиям и не стремятся к достижениям в спорте.
"В кризис, конечно, многое поменялось. Если раньше спрос на российскую продукцию был минимальный и объем продаж отечественных продуктов был небольшой, то сейчас мы его оцениваем в 25%", — отмечает Александр Егоров, владелец сети магазинов спортивного питания Power-Way.
Ближайшие надежды экспертов на рост спроса на спортивное питание связаны с наметившимся в этом месяце снижением курса доллара и, следовательно, возвращением части потребителей. Хотя как долго продлится это снижение и насколько устойчивым окажется — прогнозировать никто не берется.
Цели, которые ставят перед собой спортсмены, выходят за грань среднестатистических ресурсов организма, и для них действительно необходимы спортивные добавки, способствующие выходу за пределы норм физиологии. Многие диетологи спорят о возможности грамотного составления полноценного рациона для атлетов–силовиков на основе только натуральных продуктов. Непросто достичь грамотного соотношения белков, жиров и углеводов, используя только натуральные продукты. Тут на помощь и приходит легкоусвояемое и быстрое в приготовлении спортивное питание. Но если говорить об обычных посетителях фитнес–клубов, перед которыми стоят задачи сохранения хорошей физической формы и жизненного тонуса, то здесь лучше обходиться рационом из натуральных продуктов. Это грамотнее с точки зрения физического и психологического здоровья — человеку важно, чтобы рацион был не только полезным, но и вкусным и разнообразным.
Екатерина Богданова
врач–диетолог, член Ассоциации диетологов и нутрициологов, руководитель проекта Gourmet Diet