Дорогие справки

В Петербурге продолжается передел рынка услуг по выдаче медсправок для водителей, оцениваемый в 1,5 млрд рублей.

ВПетербурге идет передел рынка услуг по выдаче медицинских справок для водителей. Они нужны не только для получения прав, но и для замены потерянных прав и прав с истекшим сроком. Годовой объем рынка выдачи таких справок оценивается его игроками в 1,5 млрд рублей. При этом около 800 млн рублей — доля услуг по осмотру только у двух врачей, психиатра и нарколога.
Еще 700 млн рублей — услуги по осмотру у остальных специалистов: терапевта, хирурга, невропатолога, офтальмолога, отоларинголога.
С недавних пор частные клиники были лишены возможности проводить наиболее ответственные осмотры — делать их можно только госучреждениям. Частники нашли лазейку — за счет привлечения в союзники муниципальных властей — и продолжали работать на рынке. Однако теперь выданные ими справки ГИБДД считает недействительными, и получается, что водители зря тратят деньги, проходя медосмотры у частников.
Новый виток конфликта начался после того, как глава ГИБДД по Петербургу и Ленобласти Сергей Бугров 26 марта написал письмо (есть в распоряжении редакции) в межрайонные регистрационно–экзаменационные отделы (МРЭО) ГИБДД Петербурга. В нем Сергей Бугров сообщает, что прокуратура Петербурга обнаружила массовые факты подделки печатей на водительских медсправках.
Для решения этой проблемы необходимо направлять всех водителей только в городские диспансеры по месту их прописки. С 1 апреля водители могут пройти осмотр у нарколога и психиатра только там.
Члены ассоциации частных и муниципальных медучреждений "Медицинский центр "Бехтерев", которая занимает доминирующее положение на рынке медосмотра водителей, пытаются в суде оспорить решение главы ГИБДД по Петербургу и Ленобласти Сергея Бугрова, который отказался признавать медсправки, уже выданные водителям. Центр смог получить от суда добро на приостановку законной силы письма Сергея Бугрова. Однако пока это частникам не сильно помогает.

Справка задним числом

Сергей Бугров в своем письме приказал сотрудникам МРЭО считать недействительными все уже выданные в апреле справки с печатями заведений из ассоциации "Медицинский центр "Бехтерев".
Указаниям начали следовать: на прошлой неделе в "ДП" обратились водители, заплатившие 2,5 тыс. рублей за медосмотр, который в МРЭО считают поддельным. Интересно, что за этот месяц средняя стоимость осмотра у психиатра и нарколога поднялась с 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей. Игроки рынка медицинских услуг связывают это с монополией, которую получили городские диспансеры.
"Я лично недавно вынужден был получить справки в психиатрической и наркологической больницах, и, насколько знаю, все водители столкнулись с такой необходимостью. Справки с другими печатями признаны недействительными. Но, на мой взгляд, претензии здесь надо предъявлять тем, кто их выдавал", — считает Александр Холодов, член координационного совета организации автомобилистов "Свобода выбора".

Деприватизация

Игроки рынка частных клиник предполагают, что в Петербурге таким образом постепенно пытаются перевести все 1,5 млрд рублей объема этого рынка от частного бизнеса к государственному. Водители предпочтут проходить всех врачей в госучреждениях, раз уж им все равно нужно испытывать неудобства и стоять в очередях. "Такое положение дел нарушает фундаментальное понятие конкуренции. Претензии к качеству осмотров в частных клиниках понятны. Из 400 заведений, лицензированных на медицинские осмотры, только около 60 занимаются обследованиями более–менее регулярно, и лишь семь из этих 60 полноценно оснащены для качественной работы. Но в таком случае контролирующие органы должны проверять качество работы отстающих клиник или вообще не выдавать лицензии, а не отнимать бизнес у компаний, работающих качественно", — считает руководитель ГК "Эко–безопасность" (входит в Ассоциацию частных клиник) Роман Константинов. Ежегодно клиники Петербурга выдают более 500 тыс. справок водителям. Из них около 200 тыс. справок получают ученики автошкол, сдающие экзамен на права. Еще 300 тыс. справок приобретают водители перед прохождением техобслуживания или для получения прав международного образца, а также профессиональные водители (они обязаны проходить медосмотр каждые 2 года).