Ивановы кризиса не боятся

Все меньше россиян паникуют по поводу кризиса, следует из свежего "Индекса Иванова" от Sberbank CIB.

Убольшего количества россиян появилась уверенность в завтрашнем дне. Все меньше граждан боятся падения рубля, но делают ставку на продукты со скидкой, свидетельствует обновленный "Индекс Иванова" от Sberbank CIB. Сокращается и число тех, кто покупает продукты впрок, падают продажи товаров длительного пользования и электроники.
Так называемый "Индекс Иванова", который аналитики публикуют уже в 11–й раз, описывает потребительское поведение россиян со средним уровнем дохода. Обзор основан на опросе 2,3 тыс. россиян в возрасте 18–65 лет из 164 городов с населением больше 100 тыс. человек. Погрешность оценок — ниже 2%.

В погоне за скидками

Индекс национального благосостояния, оставаясь пока в отрицательных значениях, все же вырос с минус 51% в последнем квартале 2014 года до минус 36% в недавно минувшем. Аналитики связывают это с уменьшением опасений относительно рубля и экономики: с 45 до 38% упала доля тех, кто боится девальвации, мнение о нестабильности российской экономики разделяют на 4% меньше опрошенных. В итоге оценка личного благосостояния выросла с минус 4% до минус 1%.
Лишь 27% Ивановых ждут падения рубля, притом что в декабре таких было 51%. В иностранных валютах деньги сейчас хранят лишь 21% опрошенных, а еще 65% не планируют покупать валюту. Это, вероятно, связано с меньшей волатильностью курса и более привлекательными ставками по банковским депозитам на фоне повышения страховой суммы по вкладам вдвое — до 1,4 млн рублей, пишут аналитики.
Однако, несмотря на возросшую уверенность, модель потребления заметно изменилась. Впервые за всю историю опроса выросло среднее количество торговых сетей, в которых Ивановы покупают еду. В конце года их было 2,3, за I квартал 2015 года показатель вырос до 2,8. Это, пишут эксперты, признак погони за скидками, что подтверждают и представители крупных розничных сетей. Сети, в частности, отмечают рост потока покупателей, которых интересуют только ценники со скидками. Снова выросла доля гипермаркетов — Ивановы тратили в них 20,3% бюджета на продукты при 19,3% в конце прошлого года. Отсюда и сокращающаяся доля запасливых россиян. Запасы продовольствия в начале года делали 12% опрошенных вместо 24% ранее.
Общая продуктовая инфляция ускорилась до 17,8%, думают Ивановы, тогда как официально цены на продукты за год выросли на 23%. Однако отпускные цены в розничных сетях, торгующихся на бирже, росли медленнее — 14% в год.

Копить как раньше

Сегмент электроники и бытовой техники просел с 15 до 12% покупателей. Индекс крупных покупок снизился до отметки минус 39% с 22% положительных в конце ушедшего года.
Это, пишут аналитики, случилось после паники на валютном рынке, которая спровоцировала бум продаж в декабре в попытке защитить сбережения от девальвации. В результате отложенный спрос уже тогда был по большей части реализован, что сейчас вылилось в его значительное падение.
Доля опрошенных, которых волнуют колебания цен, за год подскочила с 68 до 75%, поэтому Ивановы развернулись в пользу более дешевых товаров.
До 66% с 60% увеличилась доля тех, кто хочет сэкономить на товарах повседневного потребления, 36% опрошенных сократили расходы на товары первой необходимости (ранее 28%). Меньше ходить по кафе и ресторанам хотят 45%, снизить расходы на электронику и бытовую технику — 36%, сократить расходы на отпуск — 23%.
Все эти показатели ухудшились, пишут аналитики, но не уточняют насколько.
Все это негативно скажется на продажах в текущем квартале как в продовольственном, так и в непродовольственном сегменте, пишут аналитики.
Перспективы II квартала, отмечается в анализе, вызывают некоторые опасения: рост спроса на более дешевые продовольственные товары и гонка за скидками приведут к ценовой конкуренции даже между крупнейшими сетями. А вот в I квартале переток покупателей в сети сулит компаниям высокие операционные показатели.
Ухудшается и статистика по сбережениям. Доля тех, кто делал их в I квартале, составила 37% — столько же, сколько в среднем за 2014 год. А вот доля дохода, который стали откладывать на черный день, выросла с 8,3 до 9,2%.
Это также связывают с угасшим всплеском активности, который пришелся на конец года. Потребители снова вернулись к традиционным моделям сбережений.