Уголовный кодекс для юрлиц

Вместе с руководителями компаний уголовную ответственность за преступления будут нести и юрлица.

Вместе с руководителями и владельцами компаний уголовную ответственность за преступления будут нести и юридические лица — их будут штрафовать, отбирать лицензии на деятельность, лишать имущества и даже закрывать. Законопроект, распространяющий действие 38 существующих статей Уголовного кодекса на юрлиц, внесен накануне в Госдуму. Идея, которую уже почти 5 лет лелеет Следственный комитет, нашла отклик в сердце депутата–единоросса Александра Ремезкова.

Привести в соответствие

Сейчас уголовная ответственность грозит только физическим и должностным лицам, самой же организации она не касается. Эту несправедливость автор законопроекта и намерен исправить, приводя в пояснительной записке в пример авиационные и техногенные катастрофы. По словам Александра Ремезкова, они случались во многом благодаря тому, что компании не соблюдали нормы технической безопасности, санкции для должностных лиц практически бессмысленны, когда компания остается как бы ни при чем, а штрафы в масштабах потенциальной выгоды выглядят ничтожными.
Кроме того, автор, как это принято, ссылается на иностранный опыт, приводя в пример системы англосаксонского и континентального права (США, Великобритания, Канада, Австралия, страны Ближнего Востока). Такие шаги начали предпринимать даже в странах постсоветского пространства, отмечает автор законопроекта.

От подкупа до мятежа

Реальное авторство документа, вероятно, принадлежит Следственному комитету, который не обладает правом законодательной инициативы. С подобным законопроектом, опубликованном на сайте СКР еще в 2011 году, можно ознакомиться и сейчас.
Новый законопроект внесен в нижнюю палату парламента накануне. Изменения законодательства, по замыслу авторов, помогут бороться с незаконной оптимизацией налогов, финансированием терроризма и так далее. Среди 38 статей УК, которые предложено расширить ответственностью компаний, например, торговля людьми, использование рабского труда, отмывание денег, подкуп, взяточничество, терроризм и содействие террористам, массовые беспорядки, вооруженный мятеж, изготовление порноматериалов и торговля ими, призывы к национальной розни или войне, наемничество, неисполнение решения суда и др.

Как в Средневековье

Просто так дополнить российский Уголовный кодекс не получится, поскольку там все завязано на физических лицах, говорит руководитель налоговой практики "Пепеляев групп" Сергей Сосновский, поэтому идею Ремезкова он считает как минимум легковесной.
"Любой кодекс — это веха, с ходу изменить его структуру не получится, вопрос нужно решать не один год, привлекая все юридическое сообщество — судей, адвокатов, а не только правоохранителей, — говорит юрист. — К тому же предлагаемые меры воздействия можно использовать и сейчас. Объяснять это борьбой с фирмами–однодневками странно — их бросили, какой прок их наказывать, нужно искать организаторов. То же самое с уклонением крупных компаний от налогов. Посадили нехороших руководителей, на их места сели хорошие — всё".
Инициатива не вписывается ни в теорию уголовного права, ни в систему права в России, считает управляющий партнер "ДювернуаЛигал" Егор Носков. Британское право, на которое в том числе ссылается автор, с нашим имеет мало общего. При таком большом количестве заключенных и при таком проценте оправдательных приговоров в рамках статистической погрешности любые инициативы об усилении ответственности наносят только вред, говорит юрист. "Лично у меня этот законопроект вызывает аналогию не с британским правом, где такая норма существует в силу сложившихся за столетия традиций, а со Средними веками, когда можно было судить животных", — говорит Егор Носков.