Продуктовым сетям начали нравиться российские бренды

Автор фото: Свистунова Валентина

Местные производители продуктов рассказывают, что ретейлерам стали нравиться российские бренды. Однако доля импорта продуктов питания по-прежнему высока - в среднем 37%. Также есть подозрения, что этот интерес - лишь до отмены эмбарго.

Бум импортозамещения, по отзывам производителей и ретейлеров, повлиял на продуктовый рынок не только экономически. Конечно, ретейлеры были вынуждены обратиться к местным производителям и компаниям из стран, не попавших под санкции: снижение импорта больше всего сказалось именно на продовольствии. По данным ФТС, в феврале 2015 года по сравнению с февралем прошлого года молочной продукции в Россию ввезли в 5,6 раза меньше, рыбы — в 3 раза, мяса — в 2,3 раза, фруктов, орехов и овощей — примерно в 2 раза.

Кому помогло эмбарго

Но участники рынка отмечают, что есть и другой эффект — информационный. На российском рынке, несмотря на то что доля импорта продуктов питания по–прежнему высока (по данным ФТС, в среднем 37%), начали появляться и развиваться отечественные бренды. Особенно хорошо это заметно на примере молочной продукции. Компания "Лосево" собирается до конца года запустить еще как минимум пять фирменных магазинов.
Также расширяется присутствие в петербургском ретейле брендов "Венский завтрак" (ОАО "Минский молочный завод № 1"), "Б. Ю. Александров", "Тевье молочник", "Молочная культура", "Молочная здравница" и других.
"Раньше многие отечественные компании занимались только производством сырого молока, а после введения эмбарго и упрощения входа в торговые сети, а также увеличения спроса на местные продукты они решились на собственную переработку", — говорит представитель "Лосево" Валерия Иванова. Она, однако, отмечает, что многие новички неспособны надолго задержаться на рынке: растут цены на оборудование, закваски, упаковку, и в итоге создание готового продукта обходится слишком дорого, а возврат инвестиций в сельскохозяйственной сфере не бывает быстрым.
На рынке мяса и мясных продуктов новых брендов почти нет — в этой сфере вход на рынок еще дороже, а срок окупаемости дольше, чем в производстве и продаже молока.

Россия для русского

Изменения на рынке коснулись и тех компаний, продукцию которых эмбарго не затронуло. Например, товары ООО "Белевская пастила", которые уже представлены в "Азбуке вкуса", в этом году начнут продаваться в вендинговых аппаратах в торговых центрах Петербурга.
"Ретейлеры действительно обратились к российским поставщикам, уже не шарахаются от нас, как это было раньше, — признает предприниматель Михаил Белоногов, который развивает бизнес по продаже пастилы. — Но, думаю, дело просто в том, что теперь им сложнее стало заполнять полки и все эти изменения вынужденные".
Предприниматели рассказывают, что поначалу интерес к российским производителям был обусловлен только падением курса рубля, но сейчас у ретейлеров начинает формироваться "привычка" к названиям на русском языке, а производители всячески стараются подчеркнуть и детализировать происхождение продукта.
"На петербургский рынок вышли многие компании из регионов, которые до эмбарго и не подумали бы осваивать новые территории, при этом в названии они подчеркивают место производства", — рассказывает Лилия Кулешова, коммерческий директор ООО "Супер Бабилон СПб" (торгует продуктами питания онлайн и офлайн). "Наш новый продукт — один из видов говядины — мы продвигаем, подчеркивая регион происхождения — Брянскую область", — приводят пример в компании "Мираторг".
Лилия Кулешова отмечает, что, даже если продукция, на которой завязан поставщик, не попала под эмбарго, он все равно старается расширить ассортимент за счет отечественного: "Совсем недавно поставщик, который занимался исключительно бельгийским шоколадом, прислал нам предложение о продаже российских сладостей".
Но есть опасения, что с окончанием кризиса закончится и интерес к импортозамещению. В 2009 году доля импорта продовольствия уже снижалась с 37 до 29%, но через год этот показатель начал расти и к 2012 году превысил докризисные значения.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне