Обстоятельства велят лететь в Крым

Девальвация рубля и санкции развернули пассажиропоток от международных направлений к внутренним. Число вылетающих из Пулково стало сокращаться. Эксперты считают, что без мер экономического стимулирования ситуация будет усугубляться.

Вфеврале 2015 года пассажиропоток аэропорта Пулково упал впервые после осложнения геополитической и экономической ситуации в начале 2014 года. В прошлом месяце петербургский аэропорт обслужил на 2,6% пассажиров меньше (всего 733 328 чел.), чем в феврале 2014 года, подсчитали в ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляющая компания аэропорта Пулково). Сокращение перевозок международными рейсами в страны дальнего зарубежья и в страны СНГ на 19% (до 264 556 чел.) не смогло компенсировать 10%–ное увеличение пассажиропотока на внутренних линиях (до 468 772 чел.).

Туристический отток

По результатам января–февраля 2015 года на рейсы внутренних воздушных линий пришлось 60,5% пассажиропотока, на рейсы международных линий — 39,5%. Для сравнения: за 2 первых месяца 2014 года на них приходилось 53% и 47% соответственно.
Перераспределение потока пассажиров с международных на внутренние линии является следствием макроэкономических и внешнеполитических процессов.
"На динамику пассажиропотока существенное влияние оказал ряд факторов, среди которых девальвация рубля, повышение стоимости авиабилетов за рубеж, банкротство крупных туроператоров", — перечисляет Ольга Власова, руководитель отдела авиационного маркетинга ВВСС.
Внешнеполитическая обстановка отразилась и на въездном туризме. Так, по данным комитета по туризму Петербурга, поток иностранных туристов в Северную столицу в 2014 году снизился на 20%. Причем основной спад пришелся на второе полугодие. Меньше стали приезжать туристы из стран Европы (прежде всего Франции, Германии и Великобритании), а также из США.

Перемена мест

Если анализировать результаты всего 2014 года, то пассажиропоток Пулково на международных воздушных линиях увеличился на 1,2% по сравнению с результатами 2013 года и составил 7 107 021 человек. Говоря о регулярных перевозках между пунктами Европы и Петербургом, Ольга Власова отмечает, что динамика пассажиропотока была неоднородной: одни направления демонстрировали существенный рост, другие — напротив, снижение объемов. Так, наибольший прирост по сравнению с 2013 годом продемонстрировали Вьетнам (в 6 раз), Иран (в 3,5 раза), Молдавия (+86%). Наибольший спад — Украина (–43%), Греция (–17%), Тунис (–23%).
Примерно на уровне 2013 года остались регулярные перевозки между Петербургом и Болгарией, Швейцарией, Францией, Китаем.
"Что касается азиатского региона, стоит отметить 20%–ное увеличение объема перевозок между Кореей и Петербургом. Ближневосточные авиакомпании доставили чартерными рейсами в Петербург на 69% больше туристов из Ирана, чем в 2013 году", — добавляет Ольга Власова. Среди курортных маршрутов отрицательную динамику показали такие направления, как Греция, Тунис, ОАЭ, Индия, Мексика и Мальта. В то же время наблюдался значительный рост пассажиропотока на курорты Турции (+25%), Испании (+16%), Египта (+9%), Черногории (+17%), Вьетнама (увеличение в 6 раз), Таиланда (+15%) и др.

Патриоты без выбора

По итогам 2014 года пассажиропоток на внутрироссийских направлениях вырос на 23% (до 7 157 711 человек) по сравнению с 2013 годом. Без учета рейсов между двумя столицами этот показатель составил 32%. Росту пассажиропотока на внутренних рейсах, в частности, способствовало присоединение Республики Крым к территории России. В результате за прошлый год около 314 тыс. пассажиров воспользовались перелетами между Петербургом и Симферополем, что почти в 3 раза превысило пассажиропоток на данном направлении относительно 2013 года. Значительное увеличение объемов внутренних перевозок также отмечено на таких востребованных направлениях, как Краснодар, Новосибирск, Самара, Сочи.
"Из наиболее заметных тенденций можно назвать снижение спроса на европейских курортных направлениях, поскольку отдых на заграничных пляжах стал многим недоступен, и перевозку в страны Средней Азии, что связано с оттоком рабочей силы по экономическим причинам (работать в России для мигрантов стало менее выгодно). При этом закономерно увеличился спрос на перелеты к российским курортам и курортам Кавказа, есть оживление в Приднестровье", — отмечает Дмитрий Звонарев, заместитель генерального директора по развитию ОАО "Авиакомпания "Россия" (базовый перевозчик аэропорта Пулково).

Новые рейсы

Авиакомпании стараются удовлетворить меняющийся спрос, открывая новые направления либо увеличивая частоту рейсов. К слову, карта маршрутов из Пулково в летний сезон 2015 года пополнится новыми направлениями: Брюссель (Brussels Airlines), Грозный (Red Wings), Малага (Vueling), Урумчи (чартерная программа China Southern), Шанхай ("Трансаэро"), Магадан ("Трансаэро"), Владимир ("Псковавиа"), Одесса (МАУ).
В авиакомпании "Россия" говорят о желании чаще летать в Италию и Азербайджан, однако развитие данных направлений сдерживается существующими ограничениями по межправительственным соглашениям.
"Особенный интерес для нас представляет Грузия. Мы готовы были открыть рейсы в Тбилиси сразу после возобновления авиасообщения между странами и открытия полетов в города Грузии из Москвы. Но, несмотря на наличие инициатив со стороны перевозчиков обеих стран, вопрос о восстановлении воздушного сообщения между вторым крупнейшим рынком РФ и пунктами Грузии не стал предметом договоренностей авиационных властей РФ, и линия Петербург — Тбилиси до сих пор остается закрыта", — сетует Дмитрий Звонарев.

Меры стимулирования

Эксперты ожидают сохранения общего тренда: международные линии будут постепенно терять популярность, а внутренние — наращивать.
"Рублевая инфляция способна и вовсе сократить привлекательность российских курортов — тогда спад объема перевозок может охватить и международные воздушные линии, и внутренние. В то же время в Петербурге пассажиропоток как минимум не обвалится, а по итогам года ряд оптимистов и вовсе прогнозируют рост показателей", — говорит Олег Пантелеев, глава аналитической службы "Авиапорт".
Одной из возможных мер стимулирования въездного туризма в Россию может стать введение режима 72–часового безвизового пребывания для иностранных авиапассажиров. "Скорейшее принятие этой меры в условиях сокращения пассажиропотока на международных воздушных линиях и непростой экономической ситуации российских авиаперевозчиков и аэропортов позволит увеличить пассажиропоток аэропорта Пулково на 1 млн человек ежегодно и станет серьезным стимулом экономического роста для Петербурга и Северо–Западного региона России", — убеждена Ольга Власова.
В Петербурге сегодня формируется один из крупнейших пересадочных узлов, что должно привести к увеличению транзитных и трансферных рейсов и появлению большего количества доступных зарубежных направлений. Дмитрий Звонарев убежден, что во многом развитие этого сценария будет зависеть от ценовой политики аэропорта Пулково.