Облачный прогноз на годы вперед

Если раньше хранение информации в облаке считалось крайне небезопасным, то сейчас технология активно наращивает популярность. Пережив скандалы и провалы, она вновь возвращается.

Рынок так называемых облачных хранилищ данных к началу 2015 года перестал развиваться экстенсивно, однако это, по словам экспертов, пошло ему только на пользу. Теперь разработчикам и владельцам сервисов стало гораздо проще убеждать пользователей в безопасности подобного хранения информации.
Первые облачные сервисы появились в 2007 году, а своего пика индустрия достигла в 2012 – 2013 годы, когда очередной сервис в мире открывался едва ли не еженедельно. В результате к концу 2013 года их количество, по данным аналитической компании Gartner, перевалило за тысячу. С тех пор их количество только уменьшалось: рынок насытился, новые сервисы открываться практически перестали, а некоторые хранилища в буквальном смысле оказались заброшенными.

Борьба с мифами

Интенсивное развитие началось с обеспечением полной безопасности хранимой информации.
"На самом деле то, что данные на облачном сервисе оказываются якобы уязвимее, чем те, что хранятся на собственных дисках и серверах, — это тот миф, с которым мы вынуждены бороться на протяжении последних лет", — говорит IT–директор компании TechAM Дмитрий Пустоловский.
Негативным образом на репутации облачных серверов сказался скандал, связанный со взломом личных аккаунтов голливудских звезд на сервисе iCloud от компании Apple. В августе 2014 года злоумышленники подобрали к ним пароли и выложили пикантные фотографии знаменитостей на публичное обозрение.
По словам Дмитрия Пустоловского, это был недостаток конкретного приложения Apple, которым воспользовались хакеры. "Он был тут же исправлен, и на сегодня вероятность взлома серьезного сервиса, который постоянно занимается улучшением безопасности и вкладывает в нее большие деньги, минимальна. Пожалуй, ваш собственный персональный компьютер вскрыть на расстоянии легче, чем облако", — подчеркивает он.

Преимущества

Бум на облачные хранилища пришелся на столь же активное распространение планшетов и смартфонов, которым теперь совершенно необязательно иметь большой объем памяти — при условии, конечно, хорошей интернет–связи. Также на Западе распространены так называемые частные облака, то есть инфраструктура, которая создается под конкретную организацию (или несколько компаний) для быстрого обмена информацией. В России же этот сегмент пока только начал развиваться.
Главные потребители облачных хранилищ — IT–компании и сетевые трейдеры, в частности интернет–магазины. "Интеграция сетевого магазина с облачным сервисом помогает быстрее загружать сайт пользователям, а также быстро решает проблему нехватки дискового пространства для хранения данных. Здесь речь идет не столько о прямой экономии для владельца ресурса, сколько об удобстве для пользователей и, как следствие, росте аудитории. Хотя расценки за пользование облачным хостингом совсем небольшие и склонны снижаться, так что они все больше выигрывают по сравнению с традиционными носителями", — говорит директор по развитию компании "Вебассист" Павел Смирнов.
Использование облачных сервисов помогает компании избежать и других возможных неудобств, связанных, к примеру, со сменой хостинга — не требуется вручную переносить большие объемы информации. К тому же за счет использования технологии CDN (сетей доставки контента) можно увеличить скорость доставки файлов пользователям, снизить нагрузку на собственные серверы и усилить защиту от DDoS–атак на сайт.

Традиционные ценности

Можно предположить, что на фоне такого бурного роста облачных сервисов традиционные дата–центры с машинными залами уйдут в прошлое. Однако это не так. По данным аналитического агентства iKS–Consulting, на конец 2014 года в России насчитывалось около 180 крупных и средних коммерческих дата–центров, и этот рынок постоянно рос. Более половины их находится в Москве, на Петербург же приходится около 15% общего числа таких компаний.
На пока еще устойчивую популярность традиционных хранилищ влияют уже упоминавшееся недоверие потенциальных потребителей к облачным сервисам, а также то, что последние не всегда могут добиться необходимой производительности для нужд конкретного заказчика.
"Важные данные в облака переносить пока решаются немногие, тем более что, в общем–то, не всем это и нужно. Но радует, что все больше потребителей интересуются новыми возможностями и тестируют наши сервисы. Они переносят туда второстепенные приложения (или просто резервные копии), а дальше принимают решение о целесообразности работы именно с облачными хранилищами. Основные потребители — ретейл, сочетающий онлайн и офлайн–присутствие, банки, страховые компании, все больший интерес проявляют производители различного оборудования", — поясняет главный разработчик компании Dominanta–Ru Ольга Давичюте.
По ее словам, многие владельцы дата–центров становятся одновременно и провайдерами облачных услуг, понимая, что будущее все же за последними. Скорее всего, этот рынок будет придерживаться подобной трансформации на протяжении ближайших 5 – 7 лет как минимум.