Прирост грузооборота российских портов на Балтике замедлился почти в 7 раз

Автор фото: Коньков Сергей

В феврале 2015 года объем перевалки через российские порты на Балтике угля и нефти снизился, в том числе из-за нехватки контейнеров. В результате их грузооборот рос в 7 раз медленнее, чем планировали стивидоры.

В феврале порты Петербурга, Ленобласти и Калининграда существенно сократили объемы перевалки экспортных грузов, в том числе из–за нехватки контейнеров. В результате прирост совокупного грузооборота портов замедлился почти в 7 раз.
Так, если в январе 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года грузооборот возрос на 14%, преодолев отметку 19 млн т, то в феврале он составил 17,2 млн т, превысив уровень февраля 2014 года всего на 2%. А к январю этого года и вовсе упал на 10%, или на 1,8 млн т. Хотя обычно, в предыдущие годы, стивидоры на Балтике с начала года уверенно наращивали обороты из месяца в месяц.
Впрочем, многие опрошенные "ДП" эксперты полагают, что грузооборот уже достиг минимума и с марта снова покажет активный рост, в основном за счет экспорта сырьевых товаров, в первую очередь дешевого леса и металлов.

Не угадали с погодой

Наибольшие потери в феврале порты понесли в перевалке нефти (минус 899 тыс. т к январю, или 49% от общего объема потерянных грузов — 1,8 млн т) и угля (минус 434 тыс. т, или 24%). Так, в Приморске перевалка нефти упала на 20%, до 3,3 млн т. Такую динамику участники рынка объясняют перераспределением объемов экспортируемой нефти в пользу других портов. В частности, "Транснефть" все большие объемы направляет на нефтяной терминал в Усть–Луге — конечный пункт БТС–2.
Тем не менее в феврале через Усть–Лугу прошло на 4,3% меньше нефти, чем в январе: 2,2 млн т. В годовом исчислении прирост перевалки нефти замедлился втрое. Так, в сравнении с февралем 2014 года перевалка нефти возросла на 5% против 15% в январе.
По мнению экспертов, негативный тренд по нефти сохранится на Балтике и в последующие месяцы. Что касается угля, то сокращение объемов его перевалки связано с ошибочными прогнозами погоды и в марте стивидоры обещают наверстать упущенное. "Мы сократили перевалку угля, так как ожидали холодов, думали, что порт замерзнет, а не каждое судно типа Panamax обладает необходимым ледовым классом. В марте все компенсируем. Мы уже сейчас идем с опережением графика", — говорит Вадим Павлов, генеральный директор ООО "Порт Высоцкий".

Нехватка контейнеров

В феврале оборот контейнерных грузов показал рост после резкого обвала на 30% (до 1,6 млн т) в январе, что было связано с сокращением импорта в Россию из–за девальвации рубля.
"Падение импорта — это устойчивый тренд, и в 2015 году он будет усиливаться. Скоро мы заметим сокращение ассортимента розничных сетей по бытовой технике и электронике, отделочным материалам и товарам для дома", — предрекает генеральный директор "INFOLine — Аналитика" Михаил Бурмистров.
Импорт поступает в Россию в контейнерах, принадлежащих в подавляющем большинстве иностранным судоходным компаниям. На обратном пути контейнеры загружают лесом, пиломатериалами, фанерой, бумагой, цветными металлами.
"В марте продолжается наметившийся в феврале рост контейнерных грузов, прежде всего за счет увеличения экспорта, — отмечает коммерческий директор ОАО "Петролеспорт" Александр Светличный. — Из–за сокращения импорта на рынке возник даже дефицит порожних контейнеров, что сдерживает перевалку экспортных грузов". Впрочем, некоторые контейнерные линии уже заявили о готовности поставлять в российские порты порожняк, чтобы удовлетворить резко возросшую потребность экспортеров в таре.

Все в лес

Наиболее стремительно с начала года нарастают обороты по лесным грузам, отмечают экспедиторы и перевозчики. Впрочем, доля лесных грузов в совокупном грузообороте портов Балтики хоть и удвоилась к марту, но все же весьма незначительна — 1%. Хорошие перспективы роста есть у черных, цветных металлов, минудобрений.
По мнению гендиректора ООО "Модуль" Александра Альтшуллера, есть предпосылки ожидать роста перевалки химгрузов, особенно удобрений: весна — время посевной, мощности по перевалке таких грузов на экспорт в Северо–Западном регионе увеличиваются; в частности, "Модуль" в начале года запустил комплекс по контейнеризации сыпучих грузов. Кроме того, экспорту российских удобрений способствует наличие проблем у некоторых зарубежных производителей.