Дешевле традиционной

IT–тренды последних лет — "интеграция", "гибкость", "облако", в 2015 году, вполне вероятно, заменит тренд "видеосвязь".

Значительно увеличится доля решений для видеосвязи: видеотерминалов и IP–телефонов с возможностью делать видеовызовы. В особенности для корпоративных заказчиков. "В ближайшие годы мы увидим, как в уже привычную нам IP–телефонию все больше и больше внедряется видеосвязь", — говорит Сергей Поляков, технический директор InterZet.
Объем российского рынка IP–телефонии, по данным J’son&Partners Consulting, в 2014 году составил около 10 млрд рублей. Если 4 года назад в России насчитывалось 22 млн пользователей IP–телефонии, то к концу 2015 года их количество может составить 37 млн человек.
Среди операторов Петербурга в последнее время больше всего популярны российские разработчики: зарубежные решения стоят дороже, да и с техподдержкой у них сложнее. Кроме того, импортное оборудование жестко привязано к курсу валют, в среднем оно подорожало до 50–60%.
"Заказчики стараются переходить на более дешевое оборудование, например российских или китайских производителей. Причем на операторском рынке российское оборудование способно полностью заменить импортные аналоги. В меньшей степени это относится к корпоративным решениям, здесь все еще полное импортозамещение для некоторых решений проблематично", — разъясняют в WestCall.

Разработчики

Популярный российский разработчик на операторском рынке — Switchray. "Также на петербургском рынке очень популярен разработчик и производитель телекоммуникационных систем "Элтекс", тоже российский", — уточняет Игнат Кудрявцев, руководитель группы развития и поддержки услуг IP–телефонии компании WestCall. Самые популярные зарубежные разработчики, по его мнению, это Cisco (США), BroadSoft (США), Acme Packet (США), Huawei (Китай), Digium (США).
"Из зарубежных разработчиков стоит отметить также Nortel и Avay, из российских разработчиков — "МФИ Софт", — добавляет Полина Морозова, представитель компании InterZet.

Сдерживающие факторы

"IP–телефонию долго не пускали на российских рынок. Из–за этого развитие данного рынка сильно замедлилось. Сегодня прогресс есть, но в основном благодаря крупным игрокам, таким как Cisco, которые обеспечивают возможность подключения. Операторов, которые предлагают услуги, на российском рынке сотни. Производителей около десяти", — говорит Денис Кусков, генеральный директор информационно– аналитического агентства Telecom Daily.
Рост рынка, по словам Юрия Брюквина, директора "Рустелеком", сдерживает в первую очередь снижение спроса на услуги городской телефонии: отток к мобильной телефонии налицо.

Устаревшие категории

По прогнозам Infonetics Research, в 2015 году количество пользователей только мобильной IP–телефонии составит — по всему миру — 410 млн человек (для сравнения: в 2011 году их количество составляло 91 млн пользователей). Это те, кто пользуются системой IP–телефонии с помощью мобильных устройств: смартфонов и планшетов.
Еще одна проблема — законы, регламентирующие эту быстроменяющуюся отрасль. "Российское законодательство не поспевает за развитием технологий. Главная проблема в том, что правительство оперирует устаревшими категориями и требованиями к оказанию услуг. Простой пример: в законодательной базе есть понятие "географическое место". Но о каком "географическом месте" может идти речь, если у нас 100 млн пользователей мобильного Интернета и сейчас они в одном городе, а завтра в другом?" — говорит Юрий Брюквин.
Катализатором роста служит развитие рынка широкополосного доступа, включая мобильный доступ, в том числе по LTE–технологии (стандарт беспроводной передачи данных), а также увеличение активности российских и международных провайдеров IP–телефонии на фоне высоких тарифов на междугороднюю связь.
"Модернизация продолжается. Так, самый крупный оператор — "Ростелеком" — переходит на технологию пассивных оптических cетей PON (passive optical network), соответственно, доля подключений IP будет расти" — говорит Юрий Брюквин.
Кризис, конечно, не обошел сферу интернет–телефонии. "Вслед за общим спадом в экономике произойдет и спад на рынке IP–телефонии, но он частично компенсируется общим ростом этого рынка", — считает Игнат Кудрявцев. Рост неизбежен — IP–телефония намного дешевле традиционной, особенно в том, что касается международных звонков.