В поисках коуча

Найти в России хорошего коуча не так–то и просто. Профессия новая, стандартов обучения нет, а сам термин часто трактуется слишком широко.

До сих пор в русскоязычной традиции нет точного определения профессии коуча. Сегодня под термином "коучинг" могут прятаться совершенно другие услуги: психологическое консультирование, личное менторство и др. Основная задача коуча — не научить чему–либо другого человека, а стимулировать самообучение, самоосознание, чтобы человек смог сам находить и получать необходимые знания. Суть этого подхода заключена в раскрытии внутреннего потенциала и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека. Российский рынок коучинга развивается так же быстро, как и мировой, отмечает президент коучингового агентства Expert Coaching (Канада) Елена Березкина. "Постепенно повышается общая осведомленность руководителей о возможностях бизнес–коучинга в оптимизации работы компаний, — говорит она. — Между тем коучингу еще достаточно далеко до того, чтобы считаться мейнстримом в бизнесе не только в России, но даже за рубежом. По данным глобального исследования ICF Consumer Awareness Study, 42% респондентов в мире по–прежнему не знают, что такое профессия бизнес– или лайф–коуча, а из тех, кто знает, 70% никогда не пользовались услугами коуча".

Редкая птица

Найти коуча в Петербурге, и даже в России, — задача не из простых. "Примите как факт — стандартов профессии коуча в российском законодательстве нет, как нет и самой профессии, — говорит Ольга Рыбина, член совета директоров ICF Russia Chapter, глава комитета по сертификации, директор обучающих программ Международного университета коучинга. — На сегодня это саморегулируемая профессия и на просторах России все большее количество людей и организаций предлагают коучинговые услуги, не имея профессиональных стандартов". "В последнее время с ростом популярности коучинга многие психотерапевты и психологи стали называть себя коучами. Однако при внешнем сходстве методов и инструментов разница между коучингом и консультацией психолога принципиальна", — акцентирует внимание руководитель Северо–Западного университета коучинга Татьяна Алмазова.
Критериями, которые помогут отличить коуча среди прочих специалистов, считаются: сертификат обучения, подтвержденные часы коучинга, опыт в конкретной специализации. "Помните, что печать с иностранными буквами на сертификате и названием нероссийского города либо надпись "международная" не гарантия качественной программы", — отмечает Ольга Рыбина. Глядя на сертификат коуча, стоит обратить внимание на школу его подготовки. Сегодня в России программ, проводящих обучение коучей по стандартам Международной федерации коучинга (ICF), организации, подтверждающей качество услуг коучинга, немного: Международный университет коучинга, Erickson College, Auriel Global Consulting Pvt. Ltd, CCI Creative Cosciousness International, International Academy for Deep Transformation, Nova Terra Coach Training and Corporate Development, Adler International Learning.
Количественным показателем опыта коуча является сертификат, подтверждающий его квалификацию. "Этот сертификат также является международным, и на нем вы можете увидеть три варианта обозначений: АСС (начальный уровень подготовки), РСС (устойчивое владение навыками коучинга), МСС (свободное владение навыками коучинга). Как правило, специализированное обучение по международной программе, одобренной ICF, подтверждается сертификатом, на котором стоит обозначение CCE (CCEUs)", — разъясняет Ольга Рыбина. Таким образом, исходя из требований наличия сертификата и опыта, сегодня в России найдется не более 200 сертифицированных коучей.

Придут и помогут

Как правило, компании, которые понимают суть коучинга, ищут коуча для решения корпоративных задач: выхода из кризиса, поиска зоны развития и т. п., когда, как говорят эксперты, нужно начать мыслить по–другому, а самим сделать это не под силу. "Также организации обращаются к услугам коуча для решения задач конкретного сотрудника. Например, чтобы подготовить его к новой должности, карьерному продвижению", — рассказывает Татьяна Алмазова.
"Работая с коучем, руководитель использует его как своего партнера в мозговых штурмах, помощника по тайм–менеджменту, когда необходимо структурировать свой объем работы в условиях приоритизации задач по степени их важности, как аналитического партнера в вопросах межличностных отношений в компании", — уточняет Елена Березкина.
Стоимость одной коуч–сессии в корпоративной сфере начинается от 500 рублей и может достигать 50 тыс. рублей в зависимости от квалификации и именитости коуча. Индивидуальная консультация обойдется клиенту в 2,5–7,5 тыс. рублей за часовую сессию.