Российские авиакомпании снижают цены

Автор фото: Ковалев Петр

Российские авиакомпании, в 2014 году потерявшие 30 млрд рублей, снижают цены на билеты, чтобы удержать пассажиров. Этот шаг подталкивает крупнейших игроков к банкротству, так как внутренние перевозки априори убыточны.

Российские авиакомпании снижают цены на билеты, чтобы удержать пассажиропоток и сохранить свои доли рынка. Такая политика, по мнению экспертов, приведет к резкому увеличению убытков. Так как внутренние перевозки априори убыточны, авиаторы зарабатывают прибыль на международных линиях.
В 2013 году совокупный убыток авиаторов на внутренних линиях составил 19 млрд рублей, а прибыль на международных — 15 млрд рублей. В 2014 году убыток на внутренних направлениях увеличился, а прибыль на международных осталась такой же.
В итоге за 2014 год совокупный убыток авиаперевозчиков достиг 30 млрд рублей, подсчитали в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. Если ситуация сохранится, то к концу года на грани банкротства могут оказаться не только "Трансаэро" и "ЮТэйр", но и другие крупные игроки, входящие в пятерку лидеров, полагают эксперты.
На начало 2015 года в пятерку крупнейших авиакомпаний, по данным Росавиации, входят: "Аэрофлот", "Трансаэро", "ЮТэйр", "Сибирь" и "Россия". По числу перевезенных пассажиров их совокупная доля рынка достигает 63%.

Авиатор авиатору не товарищ

Средняя цена на купленный через популярный туристический сервис "Туту.ру" авиабилет в одну сторону по России с вылетом из Петербурга снизилась на 7% — с 6058 рублей в ноябре 2014 года до 5617 рублей в начале февраля 2015 года, подсчитали аналитики турсервиса.
В то же время билеты в страны дальнего зарубежья подорожали в среднем всего на 10% (в прошлом году в тот же период сезонного всплеска спроса цены подскакивали на 15 – 20%), и это притом, что расходы авиаперевозчиков, номинированные в иностранной валюте, выросли с ноября по январь на 60%.
"Примерно половина наших расходов производится в иностранной валюте: лизинговые платежи, аэропортовые сборы на международных направлениях, топливные сборы", — перечисляет генеральный директор АК "Россия" Василий Мешков.
Падение цен на нефть не помогло снизить валютные расходы авиакомпаний. Доля топливных расходов авиаторов в общем объеме затрат с конца 2014 года снизилась только на 2%, но при этом выросла доля затрат на владение техникой — с 12% до 19 – 30%. А это значит, что компании выполняют сейчас многие рейсы в убыток.
Прогнозы большинства экспертов неутешительны. Они полагают, что если экономическая ситуация не изменится, то самая здоровая на рынке авиакомпания — "Аэрофлот" — может перейти в разряд проблемных вслед за "ЮТэйр" и "Трансаэро", которые вынуждены просить материальной поддержки у государства. Кстати, вчера "Аэрофлот" заявил об убытках в 17 млрд рублей в 2014 году.

Передел рынка

Авиаторы и эксперты единодушны в том, что сложившаяся ситуация весьма тревожна.
"За последние 2 года цены на авиабилеты в реальном исчислении снизились примерно на 25%. Учитывая, что расходы авиакомпаний номинированы в валюте, а цены на билеты — в рублях, это может привести к постепенному провалу компаний в пучину финансовой недееспособности", — полагает гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак.
Конкуренция очень высока — пять – семь перевозчиков на популярные направления, поэтому авиакомпании стремятся поддержать пассажиропоток как могут.
По мнению гендиректора "INFOLine–Аналитика" Михаила Бурмистрова, крупнейшие авиаперевозчики — "ЮТэйр" и "Трансаэро" — испытывают финансовые трудности и вынуждены оптимизировать маршруты. В связи с этим более устойчивые компании, такие как "Аэрофлот" и "Сибирь", включились в перераспределение рынка. Если в прошлом году зимние распродажи начались в марте и цены были снижены примерно на 40%, то в 2015 году скидки начались в феврале и составили около 50% цены, отмечает Бурмистров.
"Компании используют повышенную в период кризиса чувствительность пассажиров к акциям", — считает он.

Внутренний прирост

По данным Росавиации, в декабре 2014 года общее количество пассажирских перевозок российскими авиакомпаниями увеличилось на 6,2% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Причем если число перевезенных в международном направлении человек на 5,7% уменьшилось, то внутреннее направление показало прирост 17,6%.
По наблюдениям билетных агентств, в январе 2015 года пассажиры чаще всего летали из Петербурга в Москву, Краснодар и Минеральные Воды. По сравнению с январем 2014 года резко увеличилось число билетов в Минск, Ростов–на–Дону и Симферополь.
Авиаперевозчики стараются конкурировать не только снижением цен, но и оперативно реагировать на запросы пассажиров — открывают новые рейсы, увеличивают частоту полетов. Так, "Уральские авиалинии", выполняющие более 20 рейсов из Петербурга по России и странам СНГ, в связи с ростом спроса запускают новый рейс Петербург — Челябинск, который будут выполнять трижды в неделю. Аналогичную тенденцию отмечают и в авиакомпании "Сибирь", которая выполняет рейсы из Петербурга только в Москву и Новосибирск. С ноября компания запустила еще один, восьмой по счету, рейс Петербург — Москва. При этом крупнейшие игроки, "Аэрофлот" и "Сибирь", глядя на неудачливых конкурентов, обратились в правительство с просьбой поддержать всю отрасль, а не отдельные компании.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
В январе 2015 года через "Туту.ру" пассажиры чаще всего летали из Петербурга в Москву, Краснодар и Минеральные Воды. С третьей на восьмую позицию по популярности направления спустился маршрут Санкт–Петербург — Уфа. По сравнению с январем прошлого года увеличилось число полетов в Минск, Ростов–на–Дону и Симферополь. Количество проданных билетов в Симферополь в январе 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло в 11 раз. В Ростов–на–Дону продано в 1,8 раза больше билетов по сравнению с январем 2015 года, в Минск — в 2,8 раза больше.
Дмитрий Храпов
генеральный директор сервиса "Туту.ру"