Как часто подведомственные Смольному предприятия, организации и комитеты судятся друг с другом

Автор фото: Коньков Сергей

Редактор "ДП" Павел Горошков - о том, как часто подведомственные Смольному предприятия, организации и комитеты судятся друг с другом.

На последнем заседании городского правительства губернатор Петербурга Георгий Полтавченко рассказал о своем удивительном открытии: оказывается, "целый ряд подведомственных городу предприятий, ГУПов, ресурсоснабжающих организаций между собой судятся, выясняют отношения". Глава города призвал руководителей профильных комитетов "обратить внимание на этот вопрос" и проследить за своими ГУПами, чтобы те научились "решать все вопросы здесь, на берегу" и не тратить бюджетные деньги на суды. "Не надо друг друга смешить, да и народ тоже", — возмутился он.
Вице–губернатор Игорь Албин, курирующий как раз упомянутые "ресурсоснабжающие организации", в минувший понедельник приказал своим советникам проанализировать все судебные споры, проходящие сейчас между подведомственными ему предприятиями и учреждениями. В следующий понедельник они должны будут положить ему на стол результаты этого анализа.
Делая это едкое замечание, губернатор уточнил, что на самом деле подобных разбирательств не много, но "случаи не единичные". Однако простой запрос в базу данных арбитражного суда, не оставляя сомнений по поводу "неединичности", заставляет задуматься: что для губернатора значит "не много"? По запросу "СПб ГУП против СПб ГУПа", и правда, нашлось всего пять дел за 2014 год. Зато "СПб ГУ против СПб ГУ" — 109 дел за год. "Комитет против комитета" судился за год 17 раз. "Комитет против ГУПа" — 12 раз. Получается без малого полторы сотни судебных разбирательств. При этом фигурируют в судах не только ГУПы и учреждения комитета по энергетике, получившего мягкий упрек градоначальника, но и структуры комитетов по образованию, здравоохранению, печати, строительного, а также КУГИ и КГИОП.
Однако, прежде чем обвинять чиновников в трате бюджетных денег на судебные госпошлины (в общем–то, не слишком большие) и в прибавлении работы штатным юристам (которые сидят на зарплате, так что бюджету от лишнего иска ни тепло ни холодно), не лучше ли разобраться в причинах, по которым исполнительная власть и вверенные ей структуры обращаются к власти судебной?
Боюсь, главная причина большинства обращений в суд — если опустить все частности — в клиническом нежелании чиновников брать на себя какую бы то ни было ответственность за принятие решений. И это нежелание не становится меньше от того обстоятельства, что именно для принятия этих решений человек и занимает свою должность.
И это, кстати, касается не только (и, в общем–то, не столько) взаимоотношений между структурами Смольного, которые не могут решить вопрос между собой. В гораздо большей степени это нежелание что–либо делать, чтобы потом за это не отвечать, характерно для взаимоотношений чиновников с бизнесом. Свежо предание о судах застройщиков, оспаривающих бездействие комитета по строительству по согласованию проектов (такие суды шли до осени прошлого года). Теперь проблема другая: двойное налогообложение при строительстве социальных объектов при жилых домах. Ее тоже решит суд?