В России корм для кошек и собак может подорожать на 40%

Автор фото: globallookpress

Крупные дистрибьюторы товаров для животных увеличили отпускные цены на 30–40%. Цены растут как на импортную, так и на отечественную продукцию. Розничная торговля пока сдерживает рост цен, но рынку зоотоваров грозит сокращение.

За последние 3 месяца дистрибьюторы товаров для животных подняли цены на сухие корма на 25–35%, на аксессуары по отдельным категориям рост цен составил и вовсе 60%. Причем цены увеличиваются не только на импортные, но и на отечественные товары для животных. В рознице пока цены растут не столь стремительно.
При этом корма для животных — это одна из самых быстрорастущих категорий в товарах повседневного спроса.

Три волны подорожания

Наиболее тяжело повышение цен переживают независимые небольшие магазины в отличие от специализированной сетевой розницы. Наиболее устойчивы в нынешней ситуации сети магазинов, которые открывают крупные дистрибьюторы.
Начальник отдела маркетинга и рекламы крупного поставщика товаров для животных "Иванко" Ирина Журавлева рассказала, что начиная с ноября 2014 года прошли три или четыре волны подорожания в оптовом звене, на разные группы товаров цены выросли от 15 до 60%. В рознице же рост цен пока не столь существенный.
Кто–то распродает товар, закупленный еще по старым ценам, кто–то повышает цены постепенно, ограничивая свою наценку, чтобы не потерять покупателей, рассказывают участники рынка.
Представитель поставщика "Триол" рассказал, что в связи с ростом цен многие маленькие магазинчики стали закрываться. "Всегда наблюдалась такая картина: ежемесячно на две–три точки открывалось больше, чем закрывалось. А в ноябре 18 точек несетевой розницы закрылись и только две открылись", — говорит торговый представитель, добавляя, что мелкую розницу убивает не только рост цен, но и интернет–магазины.
Ирина Журавлева пока такой тенденции не заметила, сообщив, что в декабре закрылись только пять–шесть точек их клиентов. По ее словам, только через месяц можно будет понять, что будет происходить с рынком.
В "Триоле" ожидают, что несетевая розница будет и дальше сокращаться. Представитель розницы предсказывает сокращение рынка на 20% в этом году.
Пока же участники рынка отмечают, что спрос петербуржцев на корма для животных, особенно породистых, не отличается эластичностью, но объем покупок сокращается.
"Даже при динамичном росте цен переводить своего питомца на более дешевый или натуральный корм хозяева опасаются", — говорит представитель "КоДми–мясо" (продавец натуральных кормов).
При изначальном выборе корма для кошек и собак хозяева полностью полагаются на рекомендации заводчиков, добавляет он.

Растет на кошках и собаках

Рынок зоотоваров очень закрытый. Его участники дают комментарии неохотно. "Рынок не только закрытый, но еще и непрозрачный, очень много серых поставок", — говорит представитель крупной оптовой компании, подчеркивая, что ни по долям рынка, ни по его емкости ни у кого цифр нет.
По словам эксперта по кормам для животных исследовательской компании GfK Алексея Фольмера, корм для животных — одна из самых быстрорастущих категорий FMCG (товары повседневного спроса). Он сообщил, что за последний год объемы покупок корма для кошек выросли в России на 14% в денежном выражении, для собак — примерно на 10%.
Основная причина роста — увеличение потребления, то есть люди отказываются от домашней еды для своих питомцев в пользу кормов промышленного производства.
Как изменится рынок по итогам 2015 года, в GfK затруднились спрогнозировать.

Накормить таможню

В общем объеме продаж кормов для животных в Петербурге на бренды международных компаний "Марс" (ТМ Royal Canin, Whiskas, Pedigree) и "Нестле" (ТМ Friskies, Purina, Felix) приходится более 70% в категории кошачьих кормов и 35% в категории кормов для собак, подсчитали в GfK.
В Петербурге крупнейшими местными дистрибьюторами товаров для животных являются ООО "Рускан Дистрибьюшн Северо–Запад", ООО "ТД "Энерго", "Мегаполис", ТД "Константин", ООО "Парфюм" и ООО "Биосфера".
Кстати, местные поставщики кормов участвуют в тендерах на поставку сухих кормов в государственные учреждения, которые держат собак, например в таможню и МВД.
Так, согласно данным СПАРК, крупнейшие госзаказы в этой сфере в Петербурге выигрывает производитель кормов и товаров для животных ООО "Иванко".
В 2013 году местные бюджетные учреждения, закупающие корма, заключили с этой компанией шесть контрактов на общую сумму 4,961 млн рублей.

Убийца магазинов

Лидером в Петербурге по количеству магазинов является партнерская сеть оптовой компании "ТД "Константин".
Она насчитывает около 77 магазинов на Северо–Западе. На втором месте сеть "Ле'Муррр" (54 магазина в СПб и ЛО), развивает ООО "Иванко". Третье место делят сети "Вака" (31 точка в СПб и ЛО) и "Енот" (37).
На розничном рынке 2 года назад появился новый игрок — сеть зоомагазинов PetShop. Сегодня она насчитывает 26 розничных точек и одноименный интернет–магазин.
По словам представителя "Константина", компания PetShop ведет очень агрессивную политику по завоеванию рынка. 2 года назад эта сеть была неизвестна. "Сегодня, когда открывается очередной PetShop, в радиусе 200 м пять мелких точек закрываются, мы эту сеть прозвали убийцей магазинов", — рассказал участник рынка. Похоже, зоорынок ждет судьба продовольственного рынка, на котором более 80% занимают сетевые игроки.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
Импортные товары для животных подорожали в среднем на 20%, это приводит к смещению потребительского спроса в пользу более дешевых позиций. Конечно, на дорогих котах, как на дорогих автомобилях, не экономят, премиум–сегмент еще долго будет удерживать позиции, но в целом по зоорынку уже идет снижение продаж. Правда, наша компания в 2014 году показала прирост оборота на 70%, мы надеемся сохранить эти темпы. Вдобавок к производству наполнителей мы планируем открыть собственное производство недорогих кормов, которые сейчас особенно востребованы.
Денис Муратов
коммерческий директор компании PrettyCat
Стоимость сухих кормов растет очень давно. Это началось еще до колебания валют, причем это удорожание сложно поддавалось анализу. Конечно, с ослаблением рубля тенденция усилилась. Мы занимаемся продажей натуральных кормов, спрос на них растет, но медленно. С ростом цен на сухие корма можно было бы ожидать смещения спроса в сторону натуральных кормов, но не так легко переучить питомца. Да и сами хозяева часто психологически не воспринимают натуральные корма как основу рациона.
Сергей Астапович
генеральный директор компании по продаже кормов NATURALKA