Жительница Армении открыла в Петербурге парикмахерскую за 60 тыс. рублей

Автор фото: Belikov Valentin

Мария Царукян приехала в Петербурге из Армении. Более 10 лет назад она открыла парикмахерскую на Васильевском острове за 60 тыс. рублей. Сейчас месячный оборот ее фирмы составляет 500 тыс. рублей, отмечают эксперты.

Приехав в Петербург из Армении более 10 лет назад, предпринимательница Мария Царукян выучилась на парикмахера и несколько лет работала в разных салонах красоты. "Но все это время я замечала их недостатки и горела идеей создать собственный бизнес", — вспоминает она.

Ставка на поток

В 2007 году Мария Царукян арендовала помещение площадью 19 м2 на Васильевском острове. Благодаря помощи мужа, который самостоятельно сделал ремонт, вложения в открытие составили всего 60 тыс. рублей, которые ушли на аренду, материалы для косметического ремонта и печать листовок. "С 8 утра я раздавала листовки, а с 10 начинала работать и мастером, и бухгалтером, и уборщицей", — говорит предпринимательница.
Первыми клиентами парикмахерской, где Мария Царукян поначалу работала одна, были пенсионеры, для которых предусматривалась скидка. Постепенно у салона появилась постоянная аудитория, она наняла двух сотрудников и решила переехать в более просторное помещение. Салон "Офелия", который также работает на Васильевском острове, занимает уже 65 м2, кроме самой Марии в нем по–прежнему работают два мастера. В долгосрочных планах — покупка в кредит собственного помещения, более просторного. "Это давняя мечта, но кризис, конечно, все ставит под сомнение: даже сахар в магазине подорожал почти вдвое, — рассуждает бизнесвумен. — Но я стараюсь удерживать цены: повышать даже вместе с остальным рынком — значит терять клиентов". С самого начала работы она решила сделать ставку в бизнесе не на высокую маржинальность, а на увеличение потока клиентов, поэтому салон работает в экономсегменте.
По словам Марии Царукян, именно благодаря этой стратегии поток клиентов во время прошлого кризиса совсем не снизился: в сторону низкого ценового сегмента потянулась аудитория более дорогих салонов. "В элитных парикмахерских клиентов обычно очень мало даже в хорошие для экономики годы, большую часть времени они не работают, а ждут клиентов", — комментирует она.

Клиенты экономят

Оборот компании Мария Царукян не раскрывает, но, по оценкам экспертов, он может составлять около 100 тыс. рублей в месяц. По расчетам Центра оценки и консалтинга Петербурга, при средней загрузке выручка в салоне среднего класса обычно составляет около 6–7 тыс. рублей с 1 м2 в месяц.
По исследованию DISCOVERY Research Group, в городе более 2,5 тыс. парикмахерских и салонов красоты, которые составляют 2,5% российского рынка. Петербургский же рынок бытовых услуг, по данным "Петростата", в январе–ноябре 2014 года составил 26 млн рублей.
Любовь Чагина, генеральный директор центра бытовых услуг "Милс", рассказывает, что цены на рынке пока не растут, предполагая, что большинство предпринимателей еще не адаптировались к новым условиям. При этом клиенты уже начали экономить и реже посещают салоны красоты.
"Я думаю, что в ближайшие месяцы многие парикмахерские просто закроются: сейчас их по две в каждом доме просто потому, что вход на рынок относительно недорогой до сих пор", — рассуждает она.
Проще будет тем предприятиям, кто предлагает комплекс услуг, а не только стрижку — такие компании смогут компенсировать падение спроса в одном сегменте за счет других.