Главные темы обсуждений на Гайдаровском форуме

Автор фото: Исакова Анна/ТАСС

 Редактор "ДП" Александр Пирожков - о том, что бизнесмены обсуждали на Гайдаровском форуме.

В Москве на прошлой неделе закончился Гайдаровский форум, где бизнесмены и эксперты пытались получить у правительства и Центробанка информацию о будущем российской экономики, которая из–за сильной зависимости от экспорта дешевеющей нефти оказалась в положении бензоколонки, страдающей после открытия рядом конкурирующей АЗС.
Одной из главных тем для обсуждения была ключевая ставка: практически все согласны, что уровень 17% годовых делает невозможным кредитование для большинства компаний, но когда и насколько ставка снизится — мнения расходятся. В ЦБ настаивают, что ее снижение начнется только после победы над инфляцией, а некоторые эксперты не исключают даже повышения ключевой ставки, если ситуация того потребует.
Горячая дискуссия разгорелась также вокруг сокращения бюджетных расходов. Глава Минфина Антон Силуанов объявил, что придется секвестировать в 2015 году до 10% казенных трат по всем направлениям, кроме обороны. Но ряд ведомств, в том числе Минэкономразвития во главе с Алексеем Улюкаевым, считают возможным расходы сохранить, поглубже запустив руку в Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. Мотивировка такого решения понятна: в условиях кризиса казна становится, по сути, главным источником инвестиций. А без инвестиций нельзя рассчитывать на рост в будущем. Даже простое увеличение пенсий поддерживает экономику через потребительский спрос. А вложения в инфраструктуру или НИОКР стимулируют экономический подъем еще лучше, потому что вызывают мультипликативный эффект в виде сопутствующих частных инвестиций.
Споры вокруг резервных фондов России продолжаются уже не первое десятилетие и напоминают спектакль, в котором лишь время от времени меняется актерский состав. Лет десять тому назад, в тучные годы затяжного подъема нефтяных цен, министры спорили о том, в каком объеме накапливать резервы. Только тогда точку зрения Минфина: копить чем больше, тем лучше, — отстаивал его глава Алексей Кудрин, а за денежное стимулирование роста выступал министр экономического развития и торговли Герман Греф. Теперь Греф, возглавляющий Сбербанк, посетовал, что вместо обсуждения назревшей реформы госуправления члены правительства говорили на форуме лишь о том, сколько триллионов потратить из резервов в текущем году.
Реформу, по словам Грефа, следует начинать с судебной и правоохранительной систем, а затем улучшать качество и всех остальных государственных институтов. Только так можно завоевать доверие инвесторов, обеспечить диверсификацию экономики и избавиться от нефтяной зависимости, повергающей страну в шок при каждом существенном обвале нефтяных цен.
Однако, судя по равнодушию министров к призывам банкира, никто в ближайшие годы глубокими реформами заниматься не собирается. Раз уж мировое разделение труда сделало Россию бензоколонкой, проще всего ею и оставаться, а не пытаться параллельно заниматься резьбой по дереву или изготовлением сапог. В конце концов цикличность экономики снова вознесет нефтяные цены к небесам. Тогда и ставки снизятся, и резервы будут копиться, а не тратиться. Поменять эту парадигму сможет разве что многолетняя стагнация сырьевого рынка.