Запрет на импорт

СПб. Августовское эмбарго на европейские продукты заставило одних рестораторов сменить курс, других — и вовсе выйти из гонки. Но запуск новых проектов не остановился.

Запрет на импорт продуктов из Европы стал серьезным ударом для ресторанного бизнеса — он, в отличие от падения курса рубля, был к тому же неожиданным, и в итоге многим участникам рынка пришлось переписывать меню буквально на коленке. Затем предприниматели спешно искали новых поставщиков, но заменить удалось не все: пропали с российского рынка некоторые виды сыров, фруктов и овощей, морепродуктов, мяса (притом что с марта уже был запрещен импорт австралийских стейков).
После ввода эмбарго цены на аналоги запрещенных продуктов подскочили: различные виды мяса подорожали от 10 до 40%, мука — на 10%, отдельные виды рыбы — в 2–3 раза. В итоге цены выросли, а платежеспособный спрос упал — и за 9 месяцев 2014 года оборот петербургского рынка общепита просел примерно на 10% по сравнению с прошлым годом, до 38,7 млрд рублей.
Но были в этом году и яркие масштабные открытия, хотя готовить их начали, конечно, еще до кризиса. В марте холдинг Ginza Project открыл виностудию OBEDBUFET площадью 500 м2, работающий в непривычном для компании ценовом сегменте ниже среднего. Заработал ресторан Tse Fung, открытый по франшизе ХК "Форум" Дмитрия Михальченко. А компания Italy Restaurant Group успела запустить за год целых пять разноформатных заведений — от ресторана на воде "Елагин" до паба Bruхelles в европейском стиле. Весной на петербургский рынок пришли один за другим несколько винных баров, среди которых "Винотория" — проект владельцев сети Killfish Discount Bar, "Винный шкаф", "74", Big Wine Freaks, расширились сети TerraVino и Prowine's.
Эта активность — показатель того, что рестораторы видят перспективы для бизнеса и считают, что кризис, сколько бы он ни продлился, не крах отрасли, а трудное время, которое нужно пережить.