Слишком похоже на кризисный 2008–й

 

Год, начавшийся со сдержанного оптимизма ретейлеров, которые надеялись, что инфляция не превысит 5%, завершается почти паническими настроениями. Даже продовольственные сети, которые не устают напоминать, что "есть будут всегда", готовятся затянуть пояса. Кажется, уже все согласны — зависимость от импорта слишком велика, чтобы хоть кто–то безболезненно пережил падение рубля. Магазины бытовой техники, автосалоны, мебельные магазины не спешат радоваться ажиотажному спросу в декабре. Уж слишком напоминает эта ситуация осень–зиму 2008 года, когда за всплеском продаж последовали провальный 2009 год и массовые уходы с рынка даже федеральных торговых сетей. Позиции ретейлеров под ударом со всех сторон — покупатели уверились в мысли, что нужно экономить, поставщики, боясь убытков, просто разрывают договоры, одновременно банки судорожно повышают ставки по кредитам юрлицам. Не получается сэкономить даже на аренде — закредитованные управляющие компании не собираются жертвовать собой ради арендаторов. Наверное, выигравших в данной ситуации не будет. Но будут те, кто потеряет минимум. Ретейлеры, которые учли собственные ошибки шестилетней давности и больше не пытаются брать количеством, открывая убыточные магазины на заемные деньги.