"Нам важно быть банком для всех"

Вконце весны этого года в петербургский филиал Россельхозбанка пришла новая управленческая команда, и через полгода его кредитный портфель вырос вдвое. О том, как достичь таких результатов, в чем особенности работы с малым и микробизнесом и какие проекты в сфере АПК выстрелят в следующем году, в интервью "ДП" рассказал директор филиала Илья Злуницын.

Как бы вы в целом охарактеризовали ситуацию, которая сейчас складывается в банковском секторе?

— Банковская система сегодня работает в совершенно новых для себя условиях — вызова и переоценки своих возможностей. И, к сожалению, не всякий банк может ответить ожиданиям клиентов, ведь именно сейчас особенно важно быть ответственным за свои слова и декларируемые возможности соотносить с реальным исполнением. Мы же зачастую видим, как некоторые банки обещают удивительные, почти эксклюзивные условия сотрудничества, которые трудновыполнимы на практике. Эта ситуация похожа на полки закрытых магазинов с размещенными муляжами, когда покупатель все видит, но приобрести ничего не может.
Наше преимущество в том, что Россельхозбанк как единственный коммерческий банк со 100%–ным государственным участием имеет возможность сегодня не только своевременно и четко исполнять свои обязательства, но и постоянно развиваться, реализовывать сложные долгосрочные проекты и способствовать открытию нового бизнеса. Это делает нас привлекательными для клиентов.

Вы пришли в компанию в конце весны этого года. Как–то можете подвести первые итоги работы?

— Исходя из поставленных перед нами задач по активизации работы Россельхозбанка в Петербурге и Ленобласти у нас существенно обновился состав команды филиала, и мы общими усилиями смогли изменить основные подходы и инструменты реализации процессов — от поиска клиентов до заключения соглашений с ними. Результат: за полгода работы новой команды кредитный портфель Россельхозбанка в Петербурге увеличился вдвое, кратно увеличились такие показатели, как число открываемых расчетных счетов, объем депозитной базы, остатков на счетах и т. д. К нам пришли новые крупные клиенты федерального уровня, одновременно мы стали доступнее для сферы малого и среднего бизнеса.
Сегодня у нас большие амбиции: по итогам этого года филиал должен войти в пятерку крупнейших банков региона. Это существенное достижение, особенно с учетом того, что мы сегодня выполняем прежде всего государственную задачу поддержки агропромышленного комплекса и работаем с предприятиями, имеющими очень специфическое ведение бизнеса.

Какая доля ваших клиентов приходится на компании, работающие в сфере сельского хозяйства?

— Их доля превышает 70%, что отвечает задачам, которые изначально были поставлены перед филиалом. Но в сегодняшних условиях для нас важно быть банком для всех, то есть активно работать и с населением, и с предприятиями микробизнеса, малого бизнеса, и с крупными компаниями, и при этом везде — и в области, и в городе. Одна из основополагающих вещей, которые мы изменили, — это подход к клиенту.
Сегодня мы делаем ставку на комплексное обслуживание — это означает, что нам не очень интересны захожане, нам интересны прихожане, то есть те, кто работает с банком по всему комплексу услуг, которые мы готовы предоставить. То есть мы заинтересованы в том, чтобы клиент не просто у нас кредитовался, а получал еще и расчетно–кассовое обслуживание, кредиты для физических лиц, зарплатный проект и т. д. Причем это не требование, а вопрос совместной работы и взаимного доверия.

В чем специфика работы с клиентами сферы АПК?

— Проекты в сфере АПК имеют совершенно другие риски, иной характер реализации, чем в других отраслях экономики. Это связано с сезонностью, погодными условиями, ценообразованием, спросом населения, есть обязательная цикличность производства, которую нельзя нарушать — ведь корову или курицу надо кормить постоянно. Все это необходимо учитывать. Поэтому у банка есть целый набор программ, направленных отдельно на поддержку растениеводства, животноводства, молочного хозяйства, рыбоводства. Вся эта специфика учитывается Россельхозбанком при предоставлении им кредитных продуктов.

А как именно? В чем может быть разница между кредитованием, скажем, молочной фермы и рыбной?

— В сроках реализации процессов и в части формирования прибыли. В растениеводстве, скажем, можно получить прибыль уже через 3 месяца после запуска, в животноводстве — другие сроки, в организации молочного производства — третьи и т. д. У нас реализуются самые разные кредитные и инвестиционные проекты со сроком реализации и в 6 месяцев, и в 15 лет.

Я помню, что представителей сектора АПК часто упрекали в отсутствии финансовой грамотности…

— Мы вместе с комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области регулярно проводим встречи и семинары с фермерами и руководителями аграрных хозяйств для того, чтобы рассказать им о том, как получить кредит, как создать эффективный бизнес–план, как изменить учет, рассчитывать платежи, обеспечивая при этом эффективность. Надо вообще отдать должное правительству Ленинградской области, которое провело большую работу в этом направлении и прилагает огромные усилия для того, чтобы поддержать АПК. Существует значительное количество программ и мероприятий в поддержку инициатив бизнеса, новых проектов. Хотя, без сомнения, остается определенное поле для работы.

Можете привести пример какого–то необычного проекта, с которым вы работаете?

— На меня самое большое впечатление произвели проекты, связанные с рыбоводством, — это очень сложный и уникальный процесс, который, я уверен, еще получит свое активное развитие. Предприятия этой перспективной сферы делают большое дело, восполняя нехватку свежей рыбы, и это направление, несомненно, выстрелит. Мы сегодня видим, насколько востребована продукция этих хозяйств, и если сравнивать ситуацию у нас с другими странами бассейна Балтийского моря, то очевидно, что нам есть над чем работать. Кроме того, сейчас растет мода на экопродукты, в связи с чем увеличивается количество мелких и средних хозяйств, это тоже очень интересное движение бизнеса, которое, уверен, в 2015 году тоже будет нарастать, а в долгосрочной перспективе — тем более.

В связи с запретом импорта продуктов из стран ЕС у вас вырос поток клиентов?

— Интерес к реализации инвестиционных проектов в сфере АПК, безусловно, возрос. Больше стало обращений даже со стороны компаний, которые до этого рассматривали сельскохозяйственный бизнес как непрофильный. Сейчас они выводят его в отдельные структуры, запускают программы расширения. Есть проекты, которые до этого находились в состоянии самофинансирования, а теперь приходят к нам и хотят получить кредит на развитие.

А за рефинансированием к вам сегодня много обращаются?

— Такие случаи есть, их немало, мы рассматриваем довольно много заявок. Чаще всего это проекты, которые по разным причинам не были реализованы в других банках. Люди приходят к нам, зная, что мы обладаем необходимыми ресурсами и возможностями и что с нами надежно.

Вы как–то изменили условия для компаний, которые занимались импортом продуктов питания, из–за введения санкций?

— Эти компании действительно испытывают определенные сложности, многие запускают программы импортозамещения, но это большая длительная работа, ведь такие проекты не могут дать мгновенный эффект. Но не могу сказать, что мы стали требовательнее именно к ним, скорее мы стали требовательнее к заемщикам в целом, учитывая, что мы несем ответственность за целевое назначение государственных средств и их возвратность. Мы тщательно анализируем актуальность, практичность и главное — реальность проектов.

В каких направлениях вы сегодня разрабатываете новые продукты?

— Банк готовит целый ряд новых продуктов, связанных с ипотечным кредитованием, микробизнесом, малым бизнесом. Например, у нас есть кредитные продукты для микробизнеса, которые предусматривают упрощенную процедуру оценки бизнеса заемщика, его перспектив и высокую скорость принятия решения. Очень важно, чтобы как раз те, кто сегодня находится в непростых условиях, получили необходимую поддержку.

Как у вас в последнее время менялась сеть отделений?

— Сейчас у филиала 15 операционных офисов и есть программа расширения на 2015 год, новые отделения появятся в Петербурге и Ленобласти. В этом месяце, помимо нового офиса на пр. Луначарского, мы откроем два новых операционных офиса в Выборге и Кингисеппе, крупнейших областных центрах, где будут представлены все виды нашего бизнеса, а в феврале–марте 2015 года мы планируем запустить флагманский офис филиала на Невском пр., в котором будет организован ипотечный центр, а также центр кредитования клиентов малого и микробизнеса.

То есть никакого сокращения сети, как у многих банков, или оптимизации у вас не будет?

— У нас есть своя программа оптимизации, предусматривающая целый ряд мероприятий, направленных на то, чтобы сократить затраты и сделать работу более эффективной, однако мы будем расширять наше присутствие на рынке, чтобы сделать услуги банка более доступными.
 
 

Биография

Илья Злуницын

> Родился 1 сентября 1972 года в Ленинграде.
> В 1996 году окончил Государственную морскую академию, в 2000–м Академию госслужбы при президенте РФ.
> С 2002 года — руководитель рабочей группы по созданию филиала Росбанка в Петербурге, с 2003–го — директор северо–западного филиала Росбанка.
> С 22 мая 2014 года — директор петербургского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк".