Смольный создаст учреждение, которое будет без конкурса разрабатывать проекты реставрации

При КГИОП создадут центр для разработки проектов реставрации городских памятников. Госучреждение претендует на долю рынка в размере 250 млн рублей. Работы, которые раньше распределялись по конкурсу, центр будет получать напрямую.

Смольный готовится к созданию при КГИОП Центра реставрационного проектирования, который займется подготовкой проектов реставрации памятников, историко–культурной экспертизой, разработкой проектов зон охраны и т. п. Работы, которые раньше распределялись по конкурсу, центр будет получать напрямую.

Реновация реставрации

Проект соответствующего постановления правительства, разработанный КГИОП, оказался в распоряжении "ДП". "Сейчас готовится пакет документов для создания такого учреждения. Проект проходит необходимые доработки и будет передан на согласование во все необходимые инстанции в ближайшие дни", — рассказал "ДП" первый заместитель председателя КГИОП Александр Леонтьев, выразив надежду, что документ будет рассмотрен правительством до конца года.
По его словам, учреждение будет получать заказы от КГИОП напрямую, без конкурса. Кроме того, планируется, что центр будет работать и на внешнем рынке для частных заказчиков.
По предварительным расчетам, финансирование организации составит 250 млн рублей в год, при таком объеме центр сможет выпускать 180 проектов силами 54 специалистов. В будущем число сотрудников может быть увеличено.
Создание нового учреждения происходит на фоне ликвидации крупнейшего в Петербурге игрока на рынке реставрационного проектирования — НИИ "Спецпроектреставрация". Этот институт принадлежал городу с 1959 года, а 3 года назад был приватизирован неизвестной на рынке компанией "Ника". Теперь же к НИИ подан иск о банкротстве и о выселении из здания. Новое госучреждение может занять нишу этого института, а также еще одного НИИ, находящегося в сложной экономической ситуации — "Ленпроектреставрации".
"КГИОП не привлекает нас к созданию новой организации. Но важно, чтобы она содержала в себе качественную исследовательскую и проектную составляющую", — говорит Владимир Фомин, гендиректор НИИ "Спецпроектреставрация".

Надежда на субподряды

Объем рынка реставрации Петербурга — более 11 млрд рублей, стоимость проектных работ на объектах культурного наследия — примерно 10% от этой суммы. Таким образом, объем рынка проектирования — 1 млрд рублей.
Кроме точечных проектов в ближайшие годы в Петербурге будет реализована комплексная программа по сохранению исторического центра, которая предполагает в том числе работы по реставрации двух территорий — вокруг Марсова поля и вокруг Новой Голландии. И здесь новой организации также найдется работа.
Проектированием в области реставрации помимо специализированных научных институтов занимаются подразделения подрядных компаний ("Балтстрой", "Интарсия"), а также архитектурные компании со специальными лицензиями.
Участники рынка оказались не слишком обеспокоены тем, что часть заказов по умолчанию получит госструктура.
"С точки зрения открытого рынка это может быть шаг назад, но это безусловно будет на пользу объектам", — считает Нина Шангина, руководитель "Ажио проекта", председатель совета Союза реставраторов Петербурга. По ее словам, ряд коммерческих компаний перейдут с этого рынка на смежные — проектирование зданий и интерьеров, не находящихся под охраной. "Тем более что это не настолько коммерчески привлекательная работа", — добавляет она.
Кроме того, игроки проектировочного рынка надеются на субподряды. "Компании будут получать заказы по своим направлениям — кто–то специализируется на росписи, кто–то на расчистке кирпича", — отмечает Людмила Чубатюк, гендиректор ООО "Диметра".
По словам руководителя "Студии–44" и экс–председателя КГИОП Никиты Явейна, реставрация в Европе очень жестко регулируется.
"Во многих странах и вовсе рынка нет, например во Франции. В мировых реставрационных центрах это фактически государственная область деятельности. У нас же реставрацией иногда занимаются компании, которые сначала для новых русских квартиры делают, а потом какой–то музей, и разницы не видят", — сетует он.