Инна Лушина, Анжелика Тихонова Все статьи автора
8 декабря 2014, 12:29 888

Почему в российских компаниях не принято хвалить сотрудников

Фото: Джапаридзе Михаил/ТАСС

Хвалить сотрудников в большинстве российских компаний не любят. Более того, в российской модели управления подобное просто не принято делать. И пусть бы так все и оставалось, но, как уверяют HR–специалисты, в условиях наступившего экономического кризиса похвала как инструмент мотивации приобретает особую роль.

В российской практике управления скорее принято искать ошибки, проблемы, недостатки, недочеты в работе подчиненных и уделять больше внимания выговорам, нежели похвале за хорошо выполненную работу. "В России, к сожалению, распространена "пессимистичная", или "от негатива", культура управления, которая наглядно демонстрируется фразой: "Не хвали, а то перехвалишь и нос задерется". То есть у нас принято больше ругать, а то как бы люди не расслабились", — говорит Виталий Антощенко, президент Объединенной консалтинговой группы.

Среди многих российских работодателей существует мнение, будто похвала и добрые слова не ценятся сотрудниками, им бы побольше материального подтверждения эффективности их работы — премий, бонусов. Это мнение ошибочно, уверена Анна Каткова, ведущий специалист по подбору персонала отдела подбора и адаптации ЗАО "Стройтрансгаз". "Все мы люди, и всем приятно доброе слово. Похвалой работодатель подтверждает, что сотрудник нужен компании, что он ценен. Особенно эффективен этот инструмент в компаниях, не обладающих финансовыми ресурсами", — считает она.

"Похвала повышает производительность труда, лояльность к компании, человек осознает важность своей работы и начинает относиться к ней более ответственно", — уточняет Ирина Воронова, HR–директор Work Service, член некоммерческого партнерства "Эксперты рынка труда". "По моим наблюдениям, похвала — один из сильнейших мотивационных инструментов. Сотрудник, заслуги которого были отмечены, ощущает себя полезным, и это вдохновляет его работать еще более усердно и — что самое главное — с удовольствием", — добавляет Татьяна Маркина, руководитель департамента общего рекрутмента кадровой корпорации ManpowerGroup.

Не переборщите

Впрочем, некоторые эксперты усматривают во вдохновляющем эффекте похвалы опасность. Да, публичная похвала включает естественный механизм конкуренции в коллективе, что, с одной стороны, хорошо, потому что другие сотрудники тоже захотят заработать похвалу руководителя. Но с другой — это может вызвать у них недовольство, что, по словам Ирины Вороновой, может нарушить эффективное взаимодействие между коллегами. "Поэтому любой руководитель должен четко понимать: как, когда, кого и за что нужно хвалить. Не перехваливайте!" — призывает эксперт. Татьяна Маркина уверена, что единственный недостаток похвалы в том, что она может быть незаслуженной. "Это расслабляет сотрудника, у него пропадает желание качественно выполнять свою работу: зачем, если, прилагая минимальные усилия или не прилагая их вовсе, он получает одобрение и слышит похвалу в свой адрес?!" — уверена эксперт. Именно поэтому, говорят НК–эксперты, хвалить нужно уметь.

За что хвалить

В первую очередь необходимо отмечать результаты работы сотрудника, которые выходят за рамки основных должностных обязанностей или превышают запланированные экономические показатели, уверена Ирина Воронова. Также стоит поощрить работников добрым словом за предложенные ими инновационные решения.

Анна Каткова считает, что хвалить сотрудников необходимо не только за выполнение сверхзадач, но и за грамотное выполнение вверенных ему функций. Похвалить сотрудника можно по–разному: это может быть и словесное признание на публике либо с глазу на глаз, вручение похвальных листов, грамот, личных писем руководителя, вывешивание фотографий на доске почета. По мнению Татьяны Маркиной, сильнее всего мотивирует похвала в присутствии коллег. Главное в похвале — не ждать и хвалить отличившегося подчиненного сразу, так как с течением времени эффект от нее будет снижаться. Притом что такие привычные в быту слова, как "спасибо", "хорошо" и "отлично" не требуют ни финансовых, ни временных ресурсов. При этом коучеры призывают конкретизировать похвалу, высказывать ее искренне — формальный подход убивает силу действия этого инструмента на корню. Не стоит также совмещать похвалу и конструктивную критику.

Некоторые специалисты советуют хвалить не только "звезд", но и искать, за что можно похвалить невыдающийся персонал. Есть вероятность, что похвала как превентивная мера может помочь открытию второго дыхания. Анна Каткова добавляет, что похвалу можно и нужно использовать как инструмент адаптации для новых сотрудников. В любом случае, хваля, руководитель должен соблюдать меру и не использовать этот инструмент по любому поводу, предостерегает Ирина Воронова, так как впоследствии эффект от похвалы может пропасть. "Вывод: хвалите редко, но по делу", — резюмирует эксперт. Отсутствие культуры благодарить за хорошо сделанную работу — это, если хотите, наследственность российских управленцев, замечает Виталий Антощенко. "И это надо срочно менять, если мы хотим повышать производительность труда и конкурировать с развитыми странами, которые развиты в том числе из–за того, что у них культура отношений в рабочих коллективах более развитая. А именно применяется постулат о том, что люди больше мотивируются от позитива, чем от негатива. Конечно, похвала нужна всегда, независимо от экономической ситуации в стране. Но именно в кризис — время, когда не ясно будущее и непонятно, как ситуация будет развиваться дальше, когда повышается роль каждого члена команды в достижении успеха, — нужны люди, которые готовы брать на себя ответственность и проявлять инициативу. А делать это они будут только в дружелюбной среде", — поясняет Виталий Антощенко.

Новости партнеров
Реклама