Норвежцы без десерта

Норвежский холдинг Orkla уходит из России и уже нашел покупателя для своей российской "дочки", в том числе Фабрики им. Н. К. Крупской, в Белгороде. Это холдинг "Славянка".

Норвежская компания Orkla вчера сообщила о том, что подписано соглашение о продаже российского подразделения Orkla Brands. Покупатель — белгородское ООО "Славянка–Люкс", которое входит в кондитерский холдинг "Славянка". Сергей Гусев, председатель совета директоров ООО "УК "Славянка", подтвердил, что такой договор подписан. Сумму сделки стороны не раскрывают, однако в ИК "Финам" ее оценивают в 2,5–3 млрд рублей. Причиной продажи российского бизнеса послужило то, что за 9 лет работы в России норвежской компании так и не удалось стать игроком федерального масштаба, а сложная конъюнктура рынка не позволяет надеяться на то, что это произойдет.
Другие российские активы Orkla (производитель орехов Rieber Russia и объекты недвижимости в Петербурге и Екатеринбурге) в сделку не вошли, но тоже ждут покупателя.

Белгородский гигант

"Славянка" — один из крупнейших российских игроков кондитерской отрасли, ее производственные мощности составляют 100 тыс. т кондитерских изделий в год, а оборот в 2013 году — около 13 млрд рублей. Основным владельцем холдинга "Славянка" считается Сергей Гусев. Помимо кондитерской фабрики в списке активов холдинга ОАО "Старооскольский механический завод", которое производит оборудование для добычи полезных ископаемых и строительства.

Не дорос до страны

Orkla Brands принадлежали четыре кондитерские фабрики, процесс продажи российских кондитерских брендов Orkla начала год назад. Как сообщалось в годовом отчете за 2013 год, основная причина — слабые финансовые результаты российской "дочки", связанные со "сложным" рынком. В частности, норвежцы заявляли тогда, что падение операционных доходов по потребительскому направлению на 2,6% в 2013 году связано с отрицательными результатами работы в России (оборот Orkla в 2013 году составил $4,3 млрд). При этом убыток ОАО "Оркла Брэндс Россия" в 2013 году удвоился по сравнению с предыдущим годом и составил почти 2 млрд рублей. Оборот компании в 2013 году уменьшился на 14%, до 8 млрд рублей.
Несмотря на многочисленные сделки по покупке действующих кондитерских фабрик (см. справку), холдингу Orkla так и не удалось создать в России компанию федерального масштаба. Он остается локальным игроком с хорошими позициями в Северо–Западном, Уральском и Волжском регионах. Основные бренды Orkla — "Слад&Ко", "Конфи", "Волжанка", "Пекарь", "Азарт". Доля Orkla Brands Россия, по собственным данным компании, 4,1% в денежном выражении, но, по данным ИК "Финам", Orkla занимает не более 2% российского рынка.

Рынок не для всех

Несмотря на объективные сложности, российский кондитерский рынок сохраняет потенциал для роста, отмечают эксперты.
По данным ИК "Финам", его объем в 2013 году составил 700 млрд рублей, по итогам года он может вырасти на 8–10%: "В среднесрочной перспективе темпы роста составят 10–15%, так как сохраняется значительный потенциал роста, особенно в высоком ценовом сегменте". Как рассказали в "Мон’дэлис Русь", негативное влияние на работу кондитерских компаний оказывает прежде всего рост цен на ключевое сырье: молочные продукты (из–за эмбарго), какао–бобы и какао–продукты (из–за неурожая и ослабления рубля), а также высокие пошлины на их ввоз. Но это не мешает "Мон’дэлис Русь" инвестировать в развитие — в 2015 году компания планирует открыть завод по производству шоколада и печенья под Новосибирском.
По мнению отраслевых экспертов, покупка убыточных активов Orkla не ослабит позиции "Славянки", которая за счет эффекта синергии сможет укрепить позиции на российском рынке. "Расширение мощностей может потребовать от "Славянки" дополнительных инвестиций в модернизацию, но зато у компании есть шанс использовать себе на благо государственный курс на импортозамещение", — отмечают в "Финаме".
 
 

Справка

Формирование "Оркла Брэндс Россия"

> В 2005 году норвежская Orkla купила кондитерское объединение "СладКо" в Екатеринбурге.
> В 2006 году Orkla приобрела Фабрику им. Н. К. Крупской.
> В 2009 году в активы Orkla добавились торговые марки и производственные мощности завода "Пекарь".
> В 2009 году Кондитерская фабрика им. Н. К. Крупской стала владельцем оборудования, технологий и марок "Азарта".
> В 2011 году кондитерское объединение "СладКо" и Фабрика им. Н. К. Крупской были объединены в Orkla Brands.
> В 2012 году договорилась о покупке 90,1% Rieber & Soen (орехи Chaka).