dp.ru Все статьи автора
2 декабря 2014, 13:43 1778

Из закромов Родины

Фото: Ковалев Петр

Инвесторы центральной части ЗСД стоимостью 128 млрд рублей нашли деньги на продолжение стройки. "Газпромбанк" и ВТБ, оставшись без инвестиций от западных банков, получили их из Фонда национального благосостояния.

Кабмин потратит почти 40 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покупку акций "Газпромбанка". Как сегодня уже рассказал dp.ru, банк вообще запрашивал 100 млрд рублей, необходимых ему для инвестиционных проектов. Таких у банка — больше десятка. При этом один из крупнейших — строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД), платной трассы на территории Петербурга.

Нашли инвестиции

Источники dp.ru сообщили о проблемах с финансированием строительства последнего, центрального участка ЗСД (стоимость строительства составляет около 128 млрд рублей), на прошлой неделе. Однако инвесторы этого проекта, банки "ВТБ-Капитал" (входит в группу ВТБ) и "Газпромбанк", с тех пор так и не ответили на запросы редакции на эту тему.

После введения санкций с отношении России, "Газпромбанк" больше не может получить кредит в США или Евросоюзе. Миллиардер Юрий Ковальчук, которому приписывают контроль над структурами "Газпромбанка", тоже попал в санкционный список Запада. Все это ограничивает возможности банка, прежде всего, как инвестора.

Схема выделения денег работает хитрым образом. Крупные банки преобразовывают свои кредиты от "Внешэкономбанка" в привилегированные акции. Сделать это им разрешило государство, чтобы помочь увеличить капитал в кризисных условиях и, как следствие, снизить долговую нагрузку. По такой же схеме в августе 214,4 млрд рублей получил ВТБ. Так получилось, что в течение полугода  государство значительно поддержало обоих инвесторов строительства ЗСД.

Аналитики тоже указывают на то, что поддержку от ФНБ банки тратят на свои инфраструктурные проекты. Старший аналитик Rye, Man & Gor securities Андрей Третельников отмечает, что так государство поддерживает достаточность капитала в сложной экономической ситуации.

Доля "Газпромбанка" в проекте строительства ЗСД составляет 41,5%. Он не только является одним из кредиторов проекта, но и выступает консультантом по вопросам финансирования. Контроль за проектом происходит через участие представителей банка в деятельности Совета директоров ОАО "Магистраль Северной Столицы" (МСС), которое управляет трассой. В 2011 году при участии "Газпромбанка" МСС выиграла открытый тендер на право реализации проекта, в 2012 году — заключила соглашение о государственно-частном партнерстве с правительством Петербурга и привлекла кредитное финансирование от консорциума российских и иностранных банков.

ЗСД — первая в России платная магистраль скоростного движения в черте города. Договор на эксплуатацию ЗСД заключен с МСС до 2042 года. Трасса построена полностью за счет бюджета. Южный участок обошелся в 47 млрд рублей, северный — в 36 млрд рублей, центральный строится сейчас за 128 млрд рублей. Из них 25 млрд рублей инвестирует "Внешэкономбанк", 10 млрд рублей — "Евразийский банк развития", 10 млрд рублей — "Европейский банк реконструкции и развития", 8,5 млрд рублей — ВТБ, 8,5 млрд рублей — "Газпромбанк", 9 млрд рублей — сама МСС и 51 млрд — бюджет Петербурга. Договор подряда на строительство Центрального участка ЗСД заключен с акционерной компанией ICA Astaldi-IC Ictas. Это совместное предприятие известных строительных фирм "Асталди" (Италия), "ИДЖ ИЧТАШ ИНШААТ" (Турция) и Mega Yapi Insaat ve Ticaret Ltd. Sti (Турция).

Многогранный "Газпромбанк"

Кроме ЗСД, "Газпромбанк" развивает и ряд других крупных проектов в области энергетики, высоких технологий, промышленности и нефтехимии. Так, банк инвестирует в развитие крупного игрока на рынке материалов для теплоизоляции "Пеноплэкс СПб". В течение пяти лет банк вкладывается и в международную нефтесервисную компанию ERIELL Group, которая занимается бурением нефтегазовых скважин, и в развитие технологической базы сервисной компании NewTechServices, которая предоставляет услуги нефтегазовым фирмам.

Сейчас банк скупает фармацевтические активы, объединяя их в рамках созданной в 2012 году компании Alvansa. Например, в сентябре 2013 года она приобрела 80,55% группы OBL Pharm с производственными мощностями 600 млн таблеток в год и продуктовым портфелем из более чем 100 препаратов. Инвесторы планируют сделать Alvansa одним из лидеров фармацевтического рынка России и стран СНГ.

Инвестиции "Газпромбанка" превратили ОАО "ЭНЕКС", которое строит электростанции и сети, в крупнейшего подрядчика страны. В 2008 году у "ЭНЕКС" были региональные заказы и выручка около миллиарда рублей. К 2013 году выручка выросла в шесть раз, и сейчас ОАО работает на подряде у "ИнтерРАО", "Атомстройэкспорта", "Россетей", "ОГК-2" и других крупнейших федеральных заказчиков.

Также "Газпромбанк" привлек новых клиентов, таких как "Ростелеком" и "Мегафон", к еще одному своему подопечному проекту "Центр речевых технологий" (ЦРТ). Компания занимается разработками технологий распознавания и синтеза речи.

Банк является акционером 60% ОАО "Бионет", производителя топливных пеллет (используются в качестве сырья при производстве электроэнергии и тепла), 21,74% владельца двух ветропарков во Франции Energie du Porcien SAS, а также после реструктуризации Мосэнерго в 2005 году стал акционером крупнейшей электросетевой компании в московском регионе ОАО "МОЭКС". В состав группы "Газпромбанка" входит и энергосервисная компания ООО "ГПБ-Энергоэффект". В прошлом году компания заключил контракт с крупнейшим поставщиком теплоэнергии в Нижнем Новгороде ОАО "Теплоэнерго", эксперты назвали его самым крупным энергосервисным контрактом в России.

Но, пожалуй, самый известный актив группы "Газпромбанка" — это 100% акций крупнейшего российского медиа-холдинга "Газпром-Медиа", в который входят два эфирных канала "НТВ" и "ТНТ", оператор спутникового телевидения "НТВ-Плюс", издательский дом "7 Дней" и другие активы. Год назад холдинг приобрел у группы "Интеррос" 100% акций "Профмедиа", получив, таким образом, еще три федеральных эфирных телеканала "ТВ3", "2х2" и "Пятница", крупнейший российский радиохолдинг ВКПМ (радиостанции "Авторадио", "Energy", "Радио Romantika" и "Юмор FM") и ведущего российского производителя телевизионной и кинопродукции, а также дистрибьютора киноправ "Централ Партнершип".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама