Рецензия на оперу "Мадам Баттерфляй" в театре "Зазеркалье"

Автор фото: Кулыгин Александр

Рецензия на оперу "Мадам Баттерфляй" в театре "Зазеркалье"

Павел Бубельников уже дирижировал этой оперой Пуччини в Мариинском театре в 2005–м. Тот красивый холодноватый спектакль режиссера Мариуша Трелиньского не сказать что захватывал, оставляя время подумать о своем. Мне, в частности, прямо в зале пришло в голову, что ведь у либретто Джузеппе Джакозы и Луиджи Иллики есть литературный предшественник — "сюжет для небольшого рассказа", мелькнувший в голове модного беллетриста Тригорина в чеховской "Чайке": "На берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку". Если тогда это было хоть, возможно, не лишенное интеллектуального изящества наблюдение, то в нынешнем спектакле Александра Петрова оно стало душевно–чувственным переживанием.
Художник Владимир Фирер сочинил сценографию, проникнутую истинно японским единством природного и рукотворного. Пол устлан сборчатой тканью, ее сизовато–бурые складки похожи на ковер опавших листьев. Это сад камней. В глубине — огромная голова Будды. Традиционный японский дом — минка — обозначен опускающимися прямоугольными панелями, составленными из бумажных фонарей. Но все это не декоративная ориентальная экзотика, а место действия трагедии, где сошлись любовь, доходящая до полной самоотдачи, с по–детски безапелляционным сластолюбием и столь же инфантильной безответственностью.
…Молоденький лейтенант американского флота Пинкертон (Роман Арндт) осматривает свежеарендованный дом, к которому в качестве детали интерьера прилагается жена Чио–Чио–сан. Ольга Шуршина не играет 15–летнюю девушку–подростка, она сильная зрелая личность — но ведь возраст души запросто может не совпадать с паспортным. И голос особенный — словно голос именно самой души: ее сопрано будто возносится в горний мир из дольнего мира подруг–гейш. Вообще говоря, гейша — продажная женщина, но Баттерфляй не продается, а отчаянно, безоглядно всю себя, семью, веру предков (недаром голова Будды потом расколется) отдает этому хлыщу…
Как мы знаем, главное свойство человеческих отношений — неполнота: даже если оба любят, один все равно любит больше. А тут вообще парень попросту решил: отчего бы не сорвать некоторое количество цветов пряных экзотических удовольствий? Он даже к ней вроде и неплохо относится. А она — света белого без него не видит, ждет годами и страстно, прямо–таки раскаленно, заклинает в знаменитой арии Un bel di vedremo: мы увидим корабль! Он вернется!
"Мадам Баттерфляй" — одно из самых популярных названий во всем корпусе оперной литературы. С мировой премьеры прошло — на минуточку! — 110 лет, и мы эту историю знаем наизусть, а хитам — про себя подпеваем. Но как бы хорошо ни было известно, "чем кончится" (а даже если кто не в курсе — сразу узнает; на первых тактах вступления — картина, повторенная в финале: все персонажи столпились вокруг обнесенного полицейским заграждением места самоубийства Баттерфляй), погубленную от нечего делать прекрасную девушку становится жалко до слез. В этом спектакле сопереживание рождается из подробно проработанных психологических мотивировок, точных реакций, выразительных и также психологически достоверных мизансцен. Премьерой "Мадам Баттерфляй" Александр Петров встретил свое 65–, а Павел Бубельников — 70–летие. Как не порадоваться за мастеров, которые и сейчас способны вызывать в зрителе и слушателе столь непосредственный эмоциональный отклик, — значит, источник этих эмоций не иссяк в них самих. Это ли не молодость?