Мы одной крови

Медики уверены: быть донором почетно и полезно. Но общественное мнение так не считает. Отсюда — все проблемы.

Ежегодно в России в переливании крови нуждается 1,5 млн человек. В клиниках, где проводятся операции на сердце, на одно лечебное место необходимо 12–15 л в год. Станислав Ордынин, кардиохирург Александровской больницы, отмечает, что в отделении переливания крови при больнице нехватки крови нет: когда она возникает, на помощь приходят родственники пациента. Похожая ситуация и в других медучреждениях.
Сегодня в Петербурге на 1 тыс. человек приходится 14 доноров. Специалисты говорят, что это оптимальная для города цифра, хотя по российским меркам должно быть 25 доноров, не говоря уж о европейском стандарте в 40 человек. Около 12 тыс. петербуржцев носят звание "Почетный донор Российской Федерации" (это те, кто сдал кровь минимум 40 раз). Интересно, что среди них появляются молодые люди до 30 лет. Во времена СССР и до 2010 года система доноров держалась на людях более старшего возраста.

До последнейкапли крови

Впрочем, год назад все достижения по восстановлению института донорства после распада СССР были поставлены под угрозу законом, отменявшим материальную компенсацию донорам. Чиновники Минздрава исходили из того, что большинство доноров в России, как и в Европе, должны сдавать кровь бескорыстно (донор — от латинского donare — "дарить"). Тот, кто сдает кровь ради денег (формально — за компенсацию на питание), не соблюдает все необходимые медицинские условия и увеличивает процент брака заготовленной крови. Эксперты говорят: закон хороший, но был принят несвоевременно. В итоге число дороноров сократилось на 5%. К слову, Россия — одна из немногих стран, где так много льгот для доноров. Во всем цивилизованном мире донорство держится не на компенсациях, а на социальной ответственности граждан, которую воспитывают с юных лет. С отменой льгот России предсказывали донорскую катастрофу. Но большой отток доноров удалось предотвратить: денежные выплаты вернули. К тому же в результате протестных мероприятий петербургских доноров в начале 2014 года в Социальный кодекс города были внесены поправки, предусматривающие повышение материальной компенсации питания из городского бюджета до 1 тыс. рублей для доноров–петербуржцев, уточняет основатель "Фонда доноров" и член донорского совета при Общественной палате РФ Станислав Давыдов. Это спровоцировало такой рост числа доноров, что Служба крови временно была вынуждена ввести талоны на сдачу крови (сейчас они отменены), чтобы избавить от перегрузки станции переливания (на одну станцию приходили 150 человек вместо обычных 80).

Дело в менталитете

Сейчас кровь в городе есть, уверяют эксперты. Но главные проблемы отрасли остались. Стереотипы в отношении донорства очень живучи, и именно они сдерживают рост числа доноров в России. Среди самых распространенных — убежденность, что кровосдача — опасная, болезненная и к тому же долгая процедура, что вовсе не так, говорят в Службе крови. Но главное — в обществе все еще не сложилось правильного отношения к институту донорства: в современной России быть донором непочетно. К примеру, в Германии на доме почетного донора есть специальный знак, который говорит окружающим, что человек спасает жизни. Общественное мнение в России иное: донор — это тот, на кого тратятся деньги из бюджета и кто (что болезненно для работодателя) может запросить внеочередной оплачиваемый отпуск (сдача крови дает право на 2 дня отдыха за счет компании). Изменить это отношение сложно, говорят эксперты, из–за российского менталитета.
"В СССР никто не спрашивал заводы, как они отнесутся к тому, что к ним приедет Служба крови, и система донорства работала, — рассказывает Мария Свириденко, почетный донор СССР. — Был четкий план — сколько какой отдел должен сдавать крови в течение года, и все ему подчинялись".
Сегодня большой бизнес тоже задумывается о своей социальной ответственности: 50% доноров в Петербурге как раз и есть корпоративные доноры. Но можно и больше, говорят в Службе крови. В год фиксируется около 300 выездов на предприятия, за раз кровь сдают минимум 30 человек. "Надо поднимать значимость донорства, — убежден Иван Образцов, руководитель петербургского отделения международного клуба лысых мужчин Brutalmen, который и сам сдает кровь, и организует в клубе регулярную сдачу крови адресно для подопечных благотворительного фонда AdVita. — Надо рассказывать, что сдача крови полезна и способствует обновлению крови в организме донора. Вводить специальные уроки в школе". Ивану Образцову вторят в Службе донорства, где уверены: решать проблемы с донорством нужно системно, бережно выращивая будущих доноров в школе и вузе.