"Деловой Петербург". Платежи мобильной эры

Автор фото: globallookpress

Рост мирового рынка мобильной коммерции в 2012–2013 годах оценивается аналитиками примерно в 35%, но в России темпы еще выше — до 100% в год. Таких результатов, пожалуй, не демонстрирует ни одна индустрия.

Мобильная коммерция — широкое понятие, которое подразумевает под собой фактически любые платежи, осуществленные с помощью интерфейса мобильного телефона: через электронные кошельки, бесконтактные технологии типа NFC, мобильные приложения, мобильный и sms–банкинг.
Ее популярность в России обусловлена возможностью существенно сократить время платежей и решить проблему нехватки банковских отделений в регионах. Перспективы развития мобильной коммерции, новые возможности, технологии и сервисы, а также факторы, сдерживающие ее развитие, участники рынка обсудили на круглом столе "Мобильная коммерция — альтернативный способ оплаты услуг", организованном "ДП".

АЛЛА ТРОШИНА, руководитель службы передачи данных и мобильной коммерции Tele2

Мы видим, что мобильный телефон перестает быть просто устройством для звонков, он становится уникальным устройством, который мы используем в повседневной жизни для получения информации, развлечений, определения местоположения и т. д. В последнее время приходит понимание, что он может служить и кошельком, с помощью которого можно расплачиваться за покупки, услуги или переводить денежные средства. Перспективы развития мобильной коммерции принято связывать с развитием банковского сектора.
В то же время в нашей стране значительная часть населения еще не имеет доступа к дистанционным банковским сервисам, притом что проникновение sim–карт составляет 170%. Поэтому если в Европе мобильная коммерция развивается в первую очередь как сервис по приему микроплатежей, то в России ее потенциал значительно выше.
Еще в 2013 году доля переводов с использованием телефона составляла 0,03% от безналичного оборота, но постепенно она возрастает, с чем связано и принятие закона о Национальной платежной системе. Это свидетельствует о том, что государство весьма заинтересовано в развитии мобильной коммерции, в том числе потому, что сервис увеличивает долю безналичных платежей.
Интерес пользователей как к мобильной коммерции, так и к возможности управления своим банковским счетом с помощью мобильного телефона постоянно растет. Но при этом доля платежей с мобильного телефона остается стабильной, занимая примерно половину объема.
Растет доля пользователей мобильных приложений интернет–банкинга, но и операторы связи не остаются в стороне и в свою очередь делают сервисы мобильной коммерции все более простыми, доступными и безопасными для своих абонентов.
В Tele2 мобильная коммерция демонстрирует уникальную динамику — она появилась у нас в конце 2011 года, а в 2013 году рост оборота составил 230%. За 8 месяцев 2014 года он превысил 1 млрд рублей. 51% нашего объема мобильных платежей — это переводы на мобильные телефоны, 15% — на электронные кошельки, 12% — жилищно–коммунальные платежи, оплата телевидения, телефона и Интернета. В августе 2014 года Tele2 запустила сервис "Денежные переводы", который за 2 недели занял 5% от общего оборота, сейчас это направление является самым перспективным для развития.
Что касается ограничений, то по закону мобильной коммерцией могут воспользоваться только физические лица, у которых подключен тарифный план предоплатной системы.
Существуют также законодательные ограничения на суммы перевода — 15 тыс. рублей в сутки и не более 40 тыс. рублей в месяц. На данный момент перспективным представляется микрокредитование абонентов, но пока нет законодательной базы, которая бы выстроила механизм работы подобного сервиса. Тем не менее основным сдерживающим фактором для развития мобильной коммерции является не это, а низкая информированность абонентов о возможностях подобных услуг, а также некоторое недоверие к сервису с точки зрения безопасности, как и к любым инновационным продуктам, связанным с деньгами.
По результатам исследований, половина опрошенных сомневается в безопасности совершения крупных покупок со счета мобильного телефона, в то время как треть безоговорочно доверяет данной системе оплаты. Поэтому обеспечение надежности и обучение абонентов являются ключевыми задачами оператора.

АННА СТОКЛИЦКАЯ, управляющий директор группы QIWI

Приведу несколько цифр: по прогнозам J’son & Partners Consulting, объем рынка мобильной коммерции в России составит в этом году около 1,4 трлн рублей, а в 2015 — уже 1,7 трлн рублей и продолжит свой рост. Причины — в удешевлении стоимости гаджетов.
Число доступных моделей смартфонов постоянно растет, напрямую влияя на уровень их распространенности среди россиян, параллельно идет развитие доступа в Интернет в регионах страны. И мы знаем, что в среднем через 2 года после первого попадания в Сеть пользователи начинают покупать там товары и услуги.
Немаловажную роль в этом вопросе также играет офлайн–ретейл, который активно развивает свои онлайн–площадки и в чьем обороте доля покупок через сайты также колеблется в районе 20%. На Западе, по данным J’son & Partners Consulting, порядка 90% таких оплат производится напрямую с банковского счета, Россия же является одной из немногих стран, где на этом рынке участвуют операторы сотовой связи, занимая около 40% от всех платежей, осуществляемых через мобильные устройства со счета.
Для многих пользователей первый опыт платежей онлайн происходит посредством переводов именно со счета сотового телефона. Как правило, это оплата мобильного контента — рингтоны, игры, электронные книги.
Потребитель не задумывается, посредством чего проходит платеж, он просто увидел рекламу, набрал короткий номер, и деньги списались со счета его телефона, при этом техническим провайдером платежа может выступать и собственно оператор сотовой связи, и платежная система.

ДЕНИС МАЙМИСТОВ, вице–президент Океан Банка

Рынок мобильной коммерции действительно растет очень хорошими темпами, причем в текущий момент рост имеет экстенсивный характер: все больше торгово–сервисных предприятий и поставщиков услуг начинают принимать этот инструмент в качестве способа оплаты. Сегмент денежных переводов лидирует и будет оставаться драйвером рынка в дальнейшем просто потому, что это самый понятный продукт с маркетинговой точки зрения и на рынке появляется много интересных, инновационных продуктов и услуг в этом направлении. К примеру, мы сейчас работаем над сервисом, который позволял бы снимать с мобильного счета деньги через банкомат, что также будет использоваться прежде всего для переводов. Помимо этого, разрабатывается сервис электронной подписи, который позволит снять ограничение объема платежа в 15 тыс. рублей.
Вторым растущим сегментом, помимо денежных переводов, является оплата различных интерактивных сервисов. Большие надежды я возлагаю на оплату госуслуг: штрафы, ЖКХ и т. д. В некотором смысле мобильный телефон был признан у нас идентифицирующим устройством, так как продажа sim–карт может осуществляться только по паспорту, поэтому деньги на лицевом счете мобильного кошелька очень комфортно использовать для оплаты всего, что требует идентификации.
Я считаю, что основным сдерживающим фактором роста мобильных платежей является наличие комиссии. Минимальная комиссия 2,5% едва покрывает расходы оператора и банка и не предполагает никакого заработка. В то же время это является психологической преградой для пользователя — если 2,5% человек еще готов заплатить, то при 4% уже высок риск, что он откажется от операции. Вполне вероятно, что в долгосрочной перспективе мобильные операторы смогут добиться виртуального объединения мобильного и банковского счетов, комиссия будет близка к нулю, и это препятствие для роста будет снято.

АЛЕКСАНДР СОБОЛЕВ, директор дирекции платежных систем и расчетов банка "Таврический"

То, что динамичнее всего растет число операций по денежным переводам, легко объяснимо: к примеру, в Петербурге, если надо передать деньги от человека к человеку, проще сделать это через мобильник, чем к нему идти, даже если он живет в двух кварталах. Но наиболее серьезные задачи мобильный банкинг сегодня решает в регионах — значительная часть населения там почти не пользуется банковскими услугами, отделений не хватает.
Простой пример: между Тюменью и Ханты–Мансийском 300 км, а банковские отделения есть только в крайних точках. Но на этих 300 км тоже живут люди, которым надо как минимум получать государственные льготы, платить штрафы (между Тюменью и Ханты–Мансийском 10 постов ГАИ) и т. д. У нас больше половины населения страны живет в некрупных городах.
В связи с этим в апреле 2012 года на парламентских слушаниях "Правовые механизмы стимулирования безналичного денежного оборота" комитета ГД по финансовому рынку мы предлагали интеграцию социальных и платежных услуг, включая замену социальных карт на социальные телефоны, чтобы тем самым дать населению возможность через них взаимодействовать с банком. Это непросто — нужны инновационные технологии, организация расчетного центра, но мы сделали пилотный проект, продемонстрировав, что ничто не мешает осуществить это технически.
Однако опыт показал, что основной тормозящий фактор этой стороны развития мобильной коммерции — неготовность государства. Регулирование у нас отстает от практики: что не разрешено, то запрещено, и чтобы что–то запустить, надо подготовить полное теоретическое обоснование, провести огромную работу. Но теория и практика — это разные вещи, нам не дают периода доверия, за который мы могли бы что–то сделать, а уже потом пусть регулятор решает, нужно ли это, и если нет — то закрывает.
Конечно, рынок мобильной коммерции, как уже было сказано, все равно развивается. Высокий потенциал — у оплаты через мобильник коммунальных услуг, но тут сами коммунальщики не готовы принимать оплату через мобильный банкинг, они разрозненны, нет единого центра. Поэтому темпы роста у мобильной коммерции не такие бешеные, как могли быть, притом что, по моему мнению, потенциал этого направления в России в силу ее специфики, пожалуй, самый высокий в мире.

ДМИТРИЙ ТАРТЫШЕВ, вице–президент по развитию бизнеса MasterCard Europe

Мобильная коммерция сегодня позволяет объединить платежные продукты, которые раньше существовали только по отдельности. Вариантов оплаты с использованием мобильного устройства становится все больше: это и использование виртуальных карт, и загрузка бесконтактных карт на NFC–телефоны для оплаты в одно касание по технологии MasterCard PayPass® (NFC). Мы наблюдаем переход направления бесконтактных платежей в активную стадию роста: на сегодняшний момент NFC в России поддерживают ведущие банки, мобильные операторы и производители смартфонов, суммарно дающие более 20 моделей NFC–телефонов, работающих с чипом на sim–картах операторов или встроенным в корпус телефона.
При этом по всем показателям Россия не уступает, а по некоторым даже обгоняет страны, развивающие NFC–технологии. К примеру, телефоны HTC, Sony и Philips со встроенным NFC–чипом с возможностью удаленной персонализации карт MasterCard PayPass существуют только в России. Этот проект реализовывался совместно с российским поставщиком специализированной платформы и приложения "Кошелек" — компанией Cards Mobile (группа компаний i–Free). Большим достижением стала договоренность о реализации аналогичного проекта с Samsung. Россия стала одной из двух стран (первой была Австралия), которым лидер рынка смартфонов обеспечил доступ для выпуска карт MasterCard PayPass на модель с NFC–чипом.
Если говорить про виртуальные карты, то это также уже сложившийся продукт на базе мобильных платежных технологий, и локомотивом здесь уже выступают операторские мобильные финансовые сервисы. Более года назад мы запустили совместный проект виртуальной карты MasterCard с Tele2.
Эта карта позволяет совершать покупки с баланса телефона в онлайн–магазинах, принимающих оплату по MasterCard. Tele2 обладает хорошей базой абонентов для данного типа платежных сервисов: много молодежи, пользователей Интернета, и за счет правильного таргетирования продукт показывает хорошие текущие результаты по числу пользователей, транзакций и оборотов.
Основной сдерживающий фактор роста как мобильной коммерции в целом, так и NFC в частности в том, что это направление достаточно молодое.
Нам еще предстоит развивать пользовательский опыт и инфраструктуру, в том числе сеть приема платежей, аппаратную базу и подключение различных сервис–провайдеров — например, относящихся к сферам транспорта, программам лояльности, системам контроля доступа, рекламы, проведения массовых мероприятий и т. д. Все это потенциальный рынок для применения технологии NFC.

НАИЛЯ ЗАМАШКИНА, коммерческий директор "МОБИ.Деньги"

Ситуация в России во многом отличается от западных стран, где сильны позиции безналичных платежей и население в целом доверяет интернет–магазинам номера своих банковских карт. Например, в США услуга мобильной коммерции в том виде, в котором мы о ней знаем в России, предоставляется в очень ограниченном объеме и распространяется не на все виды услуг.
Однако во многих странах Африки мобильная коммерция очень развита и вполне успешно конкурирует с банковской системой, так как последняя ввиду несовершенства зачастую отстает от рынка мобильных платежей и потребностей населения.
В России мобильные платежи развились так хорошо именно потому, что интернет–банкинг в стране развивался более медленными темпами, чем за рубежом. Тем не менее сейчас наблюдается процесс сближения интернет– и мобильного банкинга.
Последняя тенденция — покупка каждым из операторов своего банка. Добавлю к теме о денежных переводах, что значительную их долю занимают трансграничные переводы в страны СНГ с выдачей наличных.
Наша основная задача сегодня — повысить доступность услуги. Мы совершенствуем технологии, постоянно работаем над увеличением количества инструментов мобильных платежей и упрощением их приема для торгово–сервисных компаний.
С другой стороны, "МОБИ.Деньги" является одним из немногих игроков на рынке, работающим практически со всеми сотовыми операторами, что позволяет предоставлять услуги мобильной коммерции самым широким слоям населения.