Красноречивые курсы

В Петербурге примерно 20 компаний предлагают обучить говорить красивои убедительно. По мнению экспертов, предложение превышает спрос.

Эксперты делят участников рынка ораторского мастерства на две группы. Первая — тренинговые компании (их не более пяти), которые проводят тренинги по публичным выступлениям регулярно (один–два тренинга в месяц) для всех желающих, а также корпоративные программы, которые проводятся в несколько раз чаще.
Вторая группа, более многочисленная, — компании, проводящие курсы ораторского мастерства.
"Стандарт обучения — восемь вечерних занятий по два раза в неделю. Средняя стоимость 4–7 тыс. рублей за курс. На этих курсах работают педагоги высшей школы, актеры, просто энтузиасты, любящие ораторское дело. Учатся все желающие", — рассказывает Игорь Родченко, владелец и генеральный директор речевой тренинговой компании IGRO, тренер по публичным выступлениям. По его мнению, принципиальная разница между тренинговыми компаниями и курсами риторики — в ориентации на целевую аудиторию и опыте работы с этой аудиторией.
"Если курсы приглашают всех желающих, от них трудно ожидать профессионального подхода в работе с требовательным корпоративным клиентом — слишком много нюансов", — убежден он. Соответственно, потребителей ораторского "продукта" также можно разделить на две категории — бизнес–аудитория и все остальные. "Для представителей бизнеса обучение уходит в плоскость создания коммерческих презентаций, проведения собраний, навыков убеждения и влияния и т. п. Другая категория слушателей — это люди, которые идут на обучение для личностного развития, не всегда преследуя цель решить конкретные задачи. Их ожидания от тренинга: раскрепоститься, не бояться публики, говорить красиво и т. д.", — анализирует директор тренинговой компании "Форсаж продаж" Алексей Зозон. "На мои тренинги приходят очень разные люди: руководители, юристы, продавцы, журналисты, преподаватели и т. д. Возраст: от 17 до 40 лет. Люди в основном целеустремленные, желающие развиваться. В группе обычно от восьми до 12 человек", — делится своими наблюдениями тренер, руководитель тренинг–студии "Новая Речь" Дмитрий Макеев.

Калькуляция

Оценить рынок в деньгах эксперты затрудняются по причине его закрытости и отсутствия реальных данных.
По данным Дмитрия Макеева, месячный открытый курс из 6–10 занятий по 3–4 часа стоит от 5 тыс. до 15 тыс. рублей, 2–дневный открытый тренинг продолжительностью 12–16 часов — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Цены на корпоративные программы колеблются от 10 тыс. до 120 тыс. рублей. "Учитывайте и то, что многие программы не стартуют по причине недобора группы", — напоминают эксперты.
Впрочем, Алексей Зозон все–таки предпринял попытку оценить рынок хотя бы примерно.
"Исходя из нашего мониторинга реализуемых мероприятий и средней цены можно грубо посчитать, что объем рынка за год составляет 10 млн рублей, — говорит он. — Данная сумма — от продаж мероприятий в открытом формате. Кроме того, не меньший объем занимают тренинги, заказанные компаниями в корпоративном формате. Более точно оценить сложно, так как тренинговые компании не разглашают финансовую информацию".
"Сложив анонсы мероприятий по ораторскому искусству от компаний, которые проводят этот тренинг периодически, и тех компаний, кто специализируется на теме ораторского мастерства, мы получаем более 170 анонсов мероприятий в год. При этом нужно учитывать, что 20–30% мероприятий не состоялись по причине недобора группы, в итоге остается около 130. Тот факт, что настолько большое количество тренингов отменяется по причине недобора, говорит о том, что предложение явно превышает спрос", — говорит Алексей Зозон.