"Деловой Петербург". Тур на перепутье

Автор фото: Ковалев Петр

После краха ряда туроператоров устоявшие на рынке малые фирмы ищут пути выживания. До кризиса в Петербурге работали более 450 туркомпаний, за лето закрылись более 30 из них. Аналитики считают, что грядущую зиму не переживут до трети турагентов города.

Редакция "ДП" изучила настроения малого бизнеса в сфере туризма. До кризиса в Петербурге работали более 450 туркомпаний, за лето закрылись более 30 из них, включая несколько крупных операторов с миллиардными оборотами. При этом аналитики Всероссийского общества страховщиков отмечают, что сейчас всего около трети действующих турфирм работают эффективно, остальные же рискуют закрыться в ближайшие месяцы. Рынок туруслуг в Петербурге достигал в 2013 году $4,1 млрд и за последние несколько месяцев, по разным оценкам, снизился на 35 – 55% (во время кризиса 2008 года объем рынка сократился на 36,8%).

Эпицентр землетрясения

Туристический рынок в последние месяцы не просто сузился, а, по словам одного из участников, буквально пережил землетрясение: по оценке Российского союза туриндустрии, в результате банкротств 14 крупнейших туроператоров пострадали порядка 130 тыс. россиян.
Но параллельно с последними "толчками землетрясения" — продолжающимися банкротствами — начинается работа по восстановлению отрасли. Малые фирмы переходят от покупки готовых туров у операторов к разработке собственных индивидуальных программ, отмечая, что компании, которые и раньше работали именно по такому принципу, меньше всех пострадали от кризиса. При этом многие предприниматели уверены, что необходимо менять законодательство в сфере туризма, иначе по окончании кризиса рынок вернется к былой шаткой схеме работы.
Гендиректор ООО "Лив смайлинг" Сергей Уланов в сфере туризма работает более 10 лет и теперь готовится оказывать своим клиентам индивидуальные консультации: "Ценность туроператоров была в том, что они предлагали готовый продукт с фиксированными ценами, — говорит Сергей Уланов, — агентства же спокойно зарабатывали по 7 – 10% на каждом договоре. Теперь мы будем самостоятельно покупать авиабилеты на регулярные, а не чартерные рейсы, бронировать номера в отелях, изучать, как добраться до места общественным транспортом, и так далее". Индивидуальный подход сделает тур дороже на 30 – 50%, и в целом туризм станет менее доступным для населения, что, естественно, отразится на продажах. "Хорошо, что у меня есть также и другой бизнес", — резюмирует предприниматель.

Круизы и доверие

"Продажи упали почти до нуля, за последнее время нет ни одного клиента", — сетует директор ООО "Амиго" Игорь Потапов. Если ничего не изменится, он готовится закрыть часть офисов своей компании.
Однако предприниматель считает, что окончательная гибель рынку не грозит: во–первых, закрытие турфирм снижает конкуренцию, во–вторых, специалист уверен, что петербуржцы все равно будут ездить к морю. "Доверие клиентов поможет вернуть только время", — заключает Игорь Потапов. Его агентство продолжает сотрудничать с операторами Сoral Travel, Tez Tour, Pegas Touristik, Global Travel, Anex Tour, у которых при покупке каждого тура теперь требуют подтверждения оплаты отелей. Наталья Орлова, исполнительный директор сети продаж "Горячие туры", собирается начать продажи морских круизов. "Хотя ясно, что круизы смогут купить только те, кто до кризиса приобретал дорогие направления", — говорит Наталья Орлова. Она добавляет, что фирма также планирует зарабатывать на продаже авиа– и железнодорожных билетов.
Но положение компании непростое: обычно путевки на осень и зиму продавались еще с лета, сейчас спроса на них нет, а нередко клиенты возвращают уже купленные туры. "Чтобы вернуть доверие клиентов, операторам нужно продолжать работу даже в убыток, — уверена Наталья Орлова. — Только при таком подходе ситуация может выровняться к лету".
Однако владелец компании–туроператора "Горизонт без границ" Владислав Жижкун полагает, что просто продолжать работу недостаточно: правительство должно как можно скорее принять закон о демпинге, а также законодательно запретить выезд туристов по неоплаченным путевкам.
"Только так мы остановим шквал закрытий", — говорит Владислав Жижкун.