"Деловой Петербург". Муниципальная монополия

Автор фото: Ковалев Петр
Выборы губернатора и муниципальных депутатов Санкт-Петербурга.

Партия власти не подпустила к муниципалитетам практически никого из конкурентов.

По итогам муниципальных выборов в Петербурге торжествует "Единая Россия". Остальным партиям не удалось провести в местные советы хоть сколько–нибудь значимое количество кандидатов. Как следует из данных ГАС "Выборы", "Справедливая Россия" сократила представительство втрое, получив на весь город лишь три десятка мандатов, у ЛДПР — 47 депутатов, у КПРФ — 26. Местами успехов добились "малые" партии: один мандат каким–то чудом получила партия "Родина" в Купчино, по семь депутатов у "Коммунистов России" и Трудовой партии. Шестерых удалось провести партии "Великое Отечество", из них пятерых — на Васильевском острове. Демократическая оппозиция потерпела фиаско: ни одного депутата у "Яблока", всего четверо у "Гражданской платформы". Это — из 1,5 тыс. мест.

Досрочная победа

Еще осенью единороссы с опаской говорили, что повторить успех 2009 года на муниципальных выборах будет очень сложно. К тому и шло, но весной Конституционный суд неожиданно постановил вернуть на выборы досрочное голосование.
Это стало настоящей золотой находкой для партии власти. На следующих выборах губернатора, если, конечно, правило муниципального фильтра сохранится, никто не сможет выдвинуть своего кандидата.
Именно досрочное голосование, говорят оппозиционеры, стало причиной поражения: здесь почти 100% голосов досталось партии власти. При взгляде на ГАС "Выборы" видно: чем больше на участке досрочки, тем выше результат кандидатов от "Единой России". "Все единороссы имели фору уже в начале голосования, — говорит теперь уже бывший депутат МО № 72 Иван Федоренко, баллотировавшийся от "ГП". — С утра в день голосования на каждом участке уже лежит, грубо говоря, по 50 голосов, на округ получается 300. Такая фора при низкой явке не отыгрывается". "Кроме досрочки было еще надомное голосование", — напоминает не сумевший переизбраться в МО "Екатерингофское" Александр Шуршев. По его словам, неожиданно появлялись урны с десятками бюллетеней якобы проголосовавших на дому.

Без оппозиции

Большую роль сыграл и массовый отказ в регистрации оппозиционным кандидатам. Во многих случаях заранее "отшивали" всех, оставляя лишь одного–двух неопасных или подставных кандидатов.
В Петроградском районе, вотчине спикера ЗС Вячеслава Макарова, так получилось почти везде. Неудивительно, что на весь район (а это шесть муниципалитетов) — всего один самовыдвиженец, остальные — единороссы. На весь Курортный район — семеро самовыдвиженцев и трое представителей ЛДПР, на Московский район — два самовыдвиженца и столько же элдэпээровцев. В МО "Сосновское", "Литейный" и "Ржевка" избирателям надо было выбирать пятерых кандидатов из шести, в МО "Звездное", "Оккервиль" — из семи, в Тярлево на 10 мест было 11 кандидатов.
Единороссы полностью захватили пригороды: Сестрорецк, Пушкин, Кронштадт. В Петергофе — лишь один депутат от ЛДПР.
Относительно неудачными для единороссов стали только несколько округов. В муниципальных образованиях "Екатерингофский", "Большая Охта", "Невский округ", "Металлострой" победили команды самовыдвиженцев, в МО "Черная речка" семерых удалось провести коммунистам, в "Малой Охте" пятеро справороссов.
В основном эти случаи эксперты объясняют внутренним противостоянием в партии власти или просто случайным исключением.
В любом случае нигде ни одной партии не удалось получить большинства: как правило, речь идет о вкраплении одного–двух депутатов в единороссовский совет. Это ничего не решает.