"Деловой Петербург". Краудфандинг — призрак коммунизма

Автор фото: globallookpress

Интернет–пользователи становятся все смелее, спонсируя самые невероятные бизнес–проекты на краудфандинговых платформах, вроде Kickstarter, либо Boomstarter. Например, россияне собрали 500 тыс. рублей на строительство школы в Непале.

Краудфандинг — это история про то, как собрать с кучи людей кучу денег на что–нибудь полезное и интересное. Словом, это совместное финансирование интернет–пользователями новых проектов: социальных, политических, коммерческих.
Авторы проектов получают возможность реализовать свою идею, а вкладчики — чувство причастности к созданию нового продукта, официальную благодарность (это может быть, например, упоминание в титрах кинофильма), тестовые экземпляры, подарки или акции компании.
Краудфандинг (от англ . crowd funding: crowd — "толпа", funding — "финансирование") существует в России уже третий год.

Миллион на Венеру

Пока люди охотнее всего жертвуют рублем на творческие проекты: запись альбомов, съемку фильмов, печать книг. Новые технологии тоже все больше привлекают частных спонсоров. Американский стартап Mosaic собрал $300 тыс. за 1 день на разработку специальных покрытий для крыш, аккумулирующих солнечную энергию.
Среди самых удачных краудфандинговых кампаний в России — сбор денег на фильм "28 панфиловцев": петербургская студия Libyan Palette привлекла с помощью платформы Boomstarter 3,1 млн рублей.
Другие примеры успеха: независимое СМИ Colta (собран 1 млн рублей на ресурсе Planeta), альбом сайд–проекта группы "БИ–2" "Нечетный воин" (1,2 млн рублей там же), "РосПил" Алексей Навального. Россияне спонсируют самые удивительные проекты: строительство школы в Непале (ищут 500 тыс. рублей), фестиваль уличных танцев по всей России (собрали 3 млн рублей), книга про освоение планеты Венера (собрали 906 тыс. рублей) и даже планетарный передатчик энергии (собрано 1,5 млн рублей).
Главной американской краудфандинговой платформой считается Kickstarter ($109 млн за 4 года существования), лидер в России — Boomstarter (74 млн рублей, 439 проектов, 60 тыс. спонсоров за 2 года). Рекорд сбора денег под один проект на Boomstarter — 3 млн рублей.
В России минимум 20 краудфандинговых площадок: Boomstarter, Planeta, "С миру по нитке", "Русини", ITRockOut, "Первый капитал", "Напарапет", "Тугеза", StartApp, ThankYou. Более 60% площадок имеют четкую специализацию. Условия некоторых таковы, что если вся необходимая проекту сумма не собрана, то деньги возвращаются вкладчикам.

Положительная динамика

Российские предприниматели любят собирать деньги на свои стартапы на зарубежных сайтах. Так, петербургский стартап Healbe (продукт — браслет, следящий за тратой калорий хозяина) собрал более $1 млн на международной платформе Indiegogo. Андрей Мясков, руководитель петербургского проекта Growen (продукт — "умный горшок", ухаживающий за цветком), планирует привлечь с помощью площадки Kickstarter $150 тыс. за 2 месяца.
"Российские платформы дают максимум 1 млн рублей, тогда как американские позволяют собрать до $10 млн, кроме того, это легкий способ выйти на американский рынок", — объясняет Андрей Мясков.
Однако и в России очевидна положительная динамика. "Если говорить о нас, то сумма сборов за 2 года увеличилась в 2 раза, при этом средний взнос почти не изменился — он составляет 1,1 тыс. рублей, — говорит владелец Boomstarter Руслан Тугушев. — При этом увеличилось количество взносов, превышающих 50 тыс. рублей, — они составляют 16% от всех сборов.
Около 52% — взносы более 5 тыс. рублей. Около 38% проектов собирают больше заявленной суммы".
Основатель Закрытого фонда частных инвесторов Петр Громов объясняет, что первые 20 – 30% суммы авторы проектов обычно собирают через знакомых, приходится обращаться к ним с просьбой перечислить деньги, а потом уже включаются в процесс незнакомые интернет–пользователи.
" Краудфандинг — это хороший инструмент для получения денег в том случае, если требуется небольшая сумма, а сам проект необычный", — считает Петр Громов.
Жизнеспособность проектов часто совершенно не очевидна для потенциального спонсора.
"Не ясно, будут ли пользоваться спросом эти продукты. Не ясно, будет ли честен на руку финансовый директор", — отмечает консультант проектов бизнес–инкубатора "Ингрия" Евгений Барулин.
Руководители Boomstarter говорят, что случаев обманного сбора денег у них не было: "Проекты проходят модерацию и фильтрацию. И у нас прописан механизм, который позволяет остановить сбор средств и вернуть деньги спонсорам в том случае, если в процессе сбора мы узнаем, что с проектом что–то не так".