"Деловой Петербург". ВЭБ припомнил долг

Автор фото: globallookpress

Внешэкономбанк снова взялся за долги строительной компании "ИВИ-93" и пытается взыскать 2 млрд рублей с офшора Lumnifolk Ltd, который связан с входящим в консорциум "Альфа-групп" инвестхолдингом "А-1".

Внешэкономбанк возобновил тяжбу о привлечении к ответственности по долгам ЗАО "ИВИ–93" на 2 млрд рублей его владельца — связанного с инвестхолдингом "А–1" офшора Lumnifolk Ltd. К субсидиарной ответственности также могут привлечь последнего гендиректора "ИВИ–93" Александра Выходцева и членов совета директоров компании по состоянию на осень 2008 года.

Жесткое банкротство

ЗАО "ИВИ–93", основанное в начале 2000–х годов петербургским предпринимателем Борисом Роговым, обанкротилось в самом начале 2009 года, задолжав около 1 млрд рублей подрядчикам, поставщикам и инвесторам. Компания на тот момент имела в работе 11 строящихся домов в Петербурге. При этом еще в начале 2008 года ее купил инвестхолдинг "А–1", входящий в консорциум "Альфа–групп", который объявил о планах инвестировать в развитие девелоперского бизнеса в Петербурге $30 млн. Де–юре единственным акционером "ИВИ–93" стал офшор Lumnifolk Ltd.
В ходе банкротства ключевыми кредиторами стали два офшора: Sanford Ltd. и Muntaner Ltd., которые, как выяснилось, выдали "ИВИ–93" займы на общую сумму 800 млн рублей. В другую группу крупных кредиторов вошли "Группа ЛСР" (200 млн рублей), Связь–Банк (180 млн рублей), банк "Санкт–Петербург" (50 млн рублей), ОАО "Русские самоцветы" (30 млн рублей) и ОАО "Петербургская сбытовая компания" (20 млн рублей).
Тем временем при поддержке Смольного, не желающего проблем с сотнями обманутых дольщиков, все дома "ИВИ–93" были переданы на достройку другим компаниям. Часть из них достроена в 2010 году, часть перепродана (как, например, проект на Детской ул. В.О., оказавшийся в итоге у группы Hansa). Один объект — жилой комплекс "Охта модерн", переданный ООО "Питер Констракшн", — не достроен до сих пор.
На балансе же самой организации не осталось никаких активов, поэтому в 2010 году по ходатайству конкурсного управляющего Дмитрия Щербаня конкурсное производство было завершено. Никто из кредиторов не получил ни рубля.

Упорный ВЭБ

Тем временем в дело вместо Связь–Банка вступил Внешэкономбанк. Он успешно оспорил завершение банкротства, а затем попытался вернуть на баланс выведенные активы — квартиры в шести домах. Но никаких сделок оспорить не удалось, поэтому летом 2014 года суд вернулся к рассмотрению ходатайства о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. По мнению экспертов, через офшор Lumnifolk Ltd. до реальных собственников "ИВИ–93" кредиторам дотянуться будет сложно.
"Хотя суды сейчас, бывает, и запрашивают конечных бенефициаров у офшорных властей", — говорит арбитражный управляющий Михаил Брылев.
Зато, по мнению юристов, может иметь эффект привлечение к ответу членов совета директоров "ИВИ–93", среди которых обычно всегда есть представители бенефициаров.
Так, известно, что в 2008 – 2009 годах в совет директоров строительной компании входил тогдашний вице–президент "А–1" Андрей Царев. Сегодня в составе правления инвестхолдинга его нет. Сам холдинг от банкротства "ИВИ–93" дистанцируется. "А–1" не предоставляет правовой оценки действий третьих лиц и не комментирует судебные процессы, в которых не принимает участия", — сообщили там.
В Связь–банке и ВЭБе воздержались от комментариев. "Это неплохой вариант, чтобы создать проблемы оппоненту, но с точки зрения реального возврата денег едва ли сработает, — считает глава юрфирмы "РосРазвитие–Спб" Игорь Елисеев. — Потому что бенефициар не будет платить 2 млрд за своих менеджеров, если даже удастся их привлечь к ответственности. Проще будет с ними расстаться".