Западный терминал стал тесноват

"Балтийской топливной компании" позволили увеличить участок бывшего Западного терминала. Ранее актив принадлежал Виталию Архангельскому, но отошел за долги банку "Санкт–Петербург".

Администрация Петербурга разрешила бункеровочной "Балтийской топливной компании" (БТК) намыть 1,43 га для расширения морского топливного терминала "Турухтанные острова" в акватории морского порта "Большой порт Санкт–Петербург".
Объект расположен на землях Западного терминала площадью 7,3 га, до недавнего времени входившего в группу OMG Ports опального предпринимателя Виталия Архангельского. В России на бизнесмена заведено дело о мошенничестве, по которому ему грозит до 10 лет лишения свободы. В конце января 2013 года актив был продан за 675 млн рублей в счет уплаты долга холдинга в размере около 4 млрд рублей перед банком "Санкт–Петербург".
Новый собственник терминала до недавнего времени также имел отношение к банку. Согласно ЕГРЮЛ, 23,5% БТК принадлежит ООО "Нева Ойл", которым еще недавно владел сын заместителя председателя правления финансового учреждения Ирины Малышевой Игорь Малышев.

Собственник со связями

Сейчас "Нева Ойл" принадлежит офшору с Британских Виргинских островов "Банофо Инвестментс Лтд". В банке отрицают, что родственники Ирины Малышевой имеют отношение к бизнесу бункеровочной компании. Еще 51% в БТК через ООО "Тимус" контролирует Ольга Рогозенко. Оставшиеся 25,5% принадлежат гендиректору Станиславу Корнееву. В январе 2013 года советником гендиректора по экономической безопасности компании стал бывший глава ГУВД по Петербургу и Ленобласти Владислав Пиотровский, ушедший в отставку в 2011 году. Выручка компании в 2012 году составила 7 млрд рублей.
Переименовав Западный терминал в Турухтанный, в БТК решили его реконструировать. Текущий проект включает строительство дополнительного причала вдобавок к двум существующим (один из них введен в августе этого года) и намыв дополнительной территории. Стоимость работ составит $110 млн рублей. Вчера стало известно, что компания получила разрешение на проведение работ в Смольном. По данным БТК, намыв позволит увеличить вместимости резервуарного парка до 42 тыс. т. В 2013 году через причалы перевалили около 500 тыс. т нефтепродуктов. К 2020 году в БТК планируют увеличить пропускную способность терминала до 4–5 млн т. Как уверяет Виталий Архангельский, речь идет о реализации его собственных планов в отношении компании. Руководство БТК ситуацию не прокомментировало.

Сомнительные планы

Участники рынка сомневаются в необходимости расширять терминал именно сейчас. Хотя, по данным Ассоциации морских портов РФ, с начала года российские порты Балтийского бассейна увеличили грузооборот почти на 6%, до 130 млн т грузов, в дальнейшем ситуация может измениться в обратную сторону. В последнее время стал сокращаться экспорт углеводородов, доля которых в общем объеме достигает 75%. Это связано со сложной внешнеполитической обстановкой, из–за которой многие страны сейчас стараются отказываться от российских энергоносителей. По данным Минэнерго, экспорт нефти в январе–июле уже сократился на 5%. Перевалка этого сырья сократилась еще сильнее — на 8%.
Решение заморозить инвестпрограмму недавно уже приняло руководство ООО "Невская трубопроводная компания" (входит в холдинг Gunvor).
Впрочем, падение грузооборота может быть компенсировано за счет поставок продовольствия из Южной Америки и Африки.
"А пока будут ходить торговые суда, будет востребована и их бункеровка", — согласен с планами БТК директор направления аналитики и логистики компании "Морстройтехнологии" Александр Головизнин.
БТК реализует тот же самый проект, что я в свое время активно развивал. Если бы я по–прежнему владел терминалом, он к настоящему времени был бы уже закончен. Но начинать его сейчас — не самая лучшая идея. В связи со сложной внешнеполитической ситуацией портовики сталкиваются со снижением грузопотока. К тому же уровень конкуренции сейчас намного выше, чем раньше. Поэтому ни один здравомыслящий инвестор в это вкладываться не будет. С другой стороны, планы БТК — это своего рода признание со стороны банка, что я управлял своими активами грамотно и мои планы по их развитию были верными.
Виталий Архангельский
гендиректор ООО "Осло Марин Групп Портс"