"Выходной Петербург". Есть, молиться, враждовать

Автор фото: corpus.ru

 Рецензия на книгу Умберто Эко "Сотвори себе врага"

Очередная книга эссеистики и публицистики Умберто Эко "Сотвори себе врага" — еще один образчик текстов "на случай", которые почтенный семиотик и романист сочинил просто потому, что очень попросили: доклады на разнообразных гуманитарных конференциях, статьи во всемирно ученых журналах и научных сборниках, переработанные газетные колонки… Темы самые разнообразные: поиск сокровищ и раритетов как неизменно актуальный всемирный тренд; рассуждения о таких философских понятиях, как Абсолют и Относительность; разборы романов Дюма и Гюго, образ пламени в истории культуры человечества; как нам жить после "Викиликс", и т. д. Понятно, что даже если Умберто Эко на какой–нибудь конференции устроит шоу навроде известного перформанса композитора Джона Кейджа "Четыре минуты тридцать три секунды" — то есть просто выйдет и помолчит, — это будет иметь небывалый успех. Не меньший фурор произведет и всякая его книга, даже если перед нами высокоинтеллектуальные почеркушки на случай вроде этих. (Ладно "Викиликс", но что нам, русским читателям, казалось бы, соображения Эко об итальянской культурной группировке "63", которой автор посвящает здесь несколько десятков страниц?)
Все это немного напоминает чичиковский дискурс: "О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания…" Понятно, что полжизни человек работает на имя и полжизни — имя на человека. Понятно, что автор торгует известностью, но перед нами нимало не шарлатанство. Насколько можно судить по этой книге, 82–летний Эко по–прежнему в превосходной интеллектуальной форме: огромная эрудиция, владение пером, остроумие, умение сопрягать далековатые идеи и образы. К тому же он может и перцу подпустить. Так, он изящно троллит католическую церковь: согласно учению Фомы Аквинского, походя замечает Эко, в эмбрионов Господь душу человеческую не вдохнул, а следовательно, аборт — не преступление, что бы там католическая церковь ни утверждала… Парируйте, Ваше преосвященство, если сможете.
Но по–настоящему важный текст здесь — статья, давшая название всей книге. Эко дает здесь подробный обзор произведений мировой художественной литературы и публицистики — от Цицерона до Оруэлла — и показывает, доказывает, что никакая цивилизация не может обойтись без образа врага, а этика бессильна перед извечной — базовой, если хотите — людской потребностью иметь врагов. "Враг нужен даже мягкому и миролюбивому человеку. Просто тот подставляет на место врага–человека природную стихию, или общественную силу, или явление, которые тем или иным образом ему угрожают и должны быть побеждены, будь то капиталистическая эксплуатация, загрязнение окружающей среды или голод в странах третьего мира". Иными словами, нет врага — найдем, придумаем, назначим.