Власти России с 1 сентября возобновляют программу утилизации автомобилей, на которую до конца года потратят 10 млрд рублей. Правительство надеется, что это позволит дополнительно продать в стране около 170 тыс. новых машин.
Правительство РФ с 1 сентября 2014 года возобновляет программу утилизации автомобилей. Это позволит до конца года продать в России дополнительно около 170 тыс. новых машин, заявил журналистам глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
По его словам, благодаря этой программе автопроизводители в этом году получат около 10 млрд рублей. Схема распределения денег будет такой: в конце года российский бюджет направит регионам 10 млрд рублей, а местные власти уже будут выделять компенсации.
"Сама программа будет осуществляться с 1 сентября непосредственно автодилерами за счет поставок автопроизводителей, за собственный счет автопроизводителей", — добавил Мантуров.
Он отметил, что новая программа будет распространяться на все категории автомобилей, и ей смогут воспользоваться как физические лица, так и юридические. Сумма компенсации за старый автомобиль составит от 40 до 350 тыс. рублей. В середине 2015 года правительство будет решать вопрос о продлении программы.
Предыдущая программа утилизации в России, по которой владельцы машин могли сдать старый автомобиль и получить скидку на покупку нового, действовала с 1 января 2010 по 31 декабря 2011 года. На нее было потрачено более 16 млрд рублей.
Падение продаж новых машин продолжается с весны прошлого года. Летом 2013 года правительство даже возобновило программу субсидирования ставок по автокредитам, однако это не помогло восстановлению рынка, и в конце года программа была досрочно свернута. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в целом по стране в январе-июле объем продаж новых легковых и легких коммерческих машин упал на 9,9% к тому же периоду 2013 года. Всего было продано 1,4 млн авто. В Петербурге объем продаж новых автомобилей в январе-июле составил 114,5 тыс. машин, сократившись на 5% к тем же месяца 2013 года, подсчитали в "Auto-Dealer-СПб".
Автодилеры говорят, что после досрочного свертывания программы госсубсидирования ставок, участники рынка надеялись на возобновление государственных стимулирующих программ. Поскольку остановить падение рынка без стимулирования спроса, в том числе, со стороны государства практически невозможно. Оценить эффект от возобновляемой программы дилеры затрудняются, поскольку неясны ее параметры. "Неизвестно, как будет определяться размер компенсации за автомобиль, параметры "программы трейд-ин", так что сейчас сложно сказать, в какой степени поможет эта программа правительства восстановлению рынка", — говорит Василий Орехов, директор по маркетингу автоцентра «Атлант-М Балтика».
Программа утилизации будет интересна владельцам старых отечественных или бюджетных импортных машин. А класс бюджетных автомобилей просел на рынке продаж сильнее всего. Например, по данным "Auto-Dealer-СПб", в Петербурге за 7 месяцев к тем же месяцам 2013 года продажи машин марок Ford, Chevrolet, Opel, Peugeot провалились на 25-27%, продажи VW и Hyundai обвалились не так сильно, но все равно больше, чем в среднем по рынку — на 8%.
"Если размер компенсации будет существенным, в отдельных случаях соответствовать рыночной стоимости автомобиля, и покупателю нужно будет добавить относительно небольшую сумму для покупки нового автомобиля или взять незначительный кредит, то эффект от программы, конечно, будет положительным, — говорит Василий Орехов. — И в первую очередь программа повлияет на сегмент бюджетных машин". Сейчас покупатели осторожно относятся к крупным покупкам (речь не идет о жилье), опасаются брать кредиты, да и сами банки стали кредитовать осторожнее, добавляет он. Если же вся программа утилизации сведется к выдаче компенсаций в 40-50 тыс. рублей, то в сложившихся экономических условиях эффект будет минимальным, вряд ли повысится спрос покупателей, добавляет Василий Орехов.
Исходя из заявленного диапазона компенсации в 40-350 тыс. рублей можно предположить, что скорее всего в утиль будут приниматься, как и обещало правительство, маленькие грузовики и автобусы, что размоет эффективность программы по рынку, полагает гендиректор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. "Можно вспомнить, что программа госсубсидирования ставок в прошлом году немного нивелировала падение продаж, но существенного влияния на ситуацию не оказала. Есть опасения, что в случае программы утилизации может произойти тоже самое", — говорит он. Также, по мнению Михаила Чаплыгина, важно будет ли масштабная информационная поддержка программы. В предыдущий раз правительство проводило масштабную рекламную кампанию, если сейчас такого не будет, то ожидать активности населения не стоит, объясняет он.