"Деловой Петербург". Продать вечные двигатели

Автор фото: Коньков Сергей

Кировский завод хочет продать Министерству обороны паротурбинные установки, изготовленные 25 лет назад в качестве запчастей для крейсера "Адмирал Нахимов", за 3 млрд рублей. Военные, скорее всего, согласятся подписать контракт.

Группа " Кировский завод " Георгия Семененко может получить контракт стоимостью около 3 млрд рублей на ремонт паротурбинных установок (ПТУ) для тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов". Этот крейсер с прошлого года модернизируется на ПО "Севмаш" (входит в "Объединенную судостроительную корпорацию").
Крейсер, построенный на Балтийском заводе в 1988 году по проекту (1144 "Орлан") "Северного ПКБ", в августе 1999 года поставлен на ремонт и модернизацию. Почти 15 лет с кораблем ничего не делали. Только в 2012 году закончены подготовительные работы и проектирование нового облика корабля, а в июне 2013 года "Севмаш" заключил с Минобороны РФ контракт на 50 млрд рублей на модернизацию крейсера.
По условиям договора корабль должен войти в состав флота в 2018 году. Он получит новое вооружение, благодаря чему сможет наносить удары не только по надводным и подводным целям, но и по береговым объектам. Кроме того, будет обновлено его радиоэлектронное оборудование и отремонтирован силовой агрегат, в частности паротурбинные установки.

Спорные установки

В конце 1980–х четыре ПТУ для этого корабля изготовил Кировский завод по договору с Балтийским заводом — две были установлены на корабль, а две запасные все эти годы хранились на Кировском заводе. Военные были бы рады не тратить деньги на ремонт ПТУ, а установить запасные, но оказалось, что оба агрегата в ходе приватизации так и остались в собственности Кировского завода. А он не готов расстаться с наследством так просто. "Ну если только верховный главнокомандующий попросит", — иронизирует источник на предприятии.
Вопрос зашел в тупик.
"Идет выяснение отношений с Минобороны по поводу оплаты этих агрегатов. Военные говорят, что все уже оплачено, а Кировский завод утверждает, что им Балтийский завод ничего так и не заплатил. Балтзавод, как известно, банкрот, людей, которые тогда выполняли работы, уже нет, получается, что нет самого главного участника этих переговоров", — объясняет источник на ПО "Севмаш".
Один из бывших топ–менеджеров Балтзавода указывает, что флот не мог принять крейсер без запасных ПТУ, но было ли оплачено Кировскому заводу изготовление агрегатов, он не помнит.

Не смешные деньги

На Кировском заводе подсчитали стоимость изготовления аналогичной ПТУ в текущих ценах и учли затраты на бережное хранение изделий военной важности — получилось около 3,5 млрд рублей.
"Но это даже не смешно, — говорит Геннадий Ивашкин, заместитель главного конструктора "Северного ПКБ" (разрабатывает проект модернизации крейсера). — Установки хранились 25 лет, теперь их необходимо дефектовать, то есть разобрать и проверить состояние деталей. Плюс к этому установки в существующем виде не годятся. Нужна новая арматура, современная система управления. Но у Кировского завода сейчас нет соответствующего конструкторского бюро".
По мнению эксперта, оптимальный вариант таков: не ремонтировать снятые с корабля агрегаты, а устанавливать запасные, заказать проект их модернизации профильному конструкторскому бюро, а работы по металлу оставить Кировскому заводу, но последнее слово в этой истории должен сказать заказчик — Военно–морской флот.
Как раз сегодня на "Северном ПКБ" должно состояться очередное совещание по вопросу поставки паротурбинных установок для "Адмирала Нахимова", в котором примут участие все заинтересованные стороны. Возможно, по его итогам будет принято решение, и ЗАО "Завод Киров–Энергомаш", входящее в группу "Кировский завод", получит желанный контракт.
В том, что он вскоре будет подписан, большинство опрошенных "ДП" экспертов уверены еще и потому, что альтернативы Кировскому заводу по большому счету нет, а сейчас главная задача — не сорвать сроки модернизации корабля.
Получить комментарии в Министерстве обороны РФ не удалось.

Доходное направление

Развитие паротурбинной тематики сулит Кировскому заводу богатые заказы. В перспективе предприятие может рассчитывать еще на один контракт по ремонту второго крейсера "Адмирал Лазарев", построенного по модернизированному проекту 1144.2, а затем поучаствовать в ремонте действующего крейсера "Петр Великий".
Кроме того, Кировский завод рассчитывает заработать примерно 8 млрд рублей на изготовлении ПТУ для трех атомных ледоколов, которые предстоит построить Балтийскому заводу к 2020 году.
В начале месяца Кировский завод одержал в апелляционном суде важную победу, отстояв право на изготовление паротурбинной установки для головного ледокола.
Как ранее писал "ДП", за контракт стоимостью около 3 млрд рублей боролся Калужский турбинный завод (КТЗ), входящий в энергомашиностроительный холдинг "Силовые машины" Алексея Мордашова.
КТЗ намерен обжаловать решение в кассации. Но Георгий Семененко полагает, что ситуация уже не изменится.
"По обычаям делового оборота суды, как правило, не расторгают контракты, исполненные на 50%", — говорит глава Кировского завода. Он планирует уже в ближайшее время получить аванс и начать активно строить ПТУ для ледокола.
В планах Кировского завода инвестировать примерно 600 млн рублей в модернизацию построенного еще в советское время испытательного стенда, который позволит проверять ПТУ на 100% мощности.
Георгий Семененко надеется, что судостроительные заказы позволят диверсифицировать доходы и улучшить финансовое положение Кировского завода, которое выглядит не блестяще из–за убытков, приносимых металлургическим заводом "Петросталь". За 2013 год группа заработала 1,9 млрд рублей убытка, а этот год может закончить с прибылью благодаря выгодному военному заказу.
Безусловно, за 25 лет техника устаревает, изменились тактико–технические характеристики паротурбинных установок, они стали более экономичными. По сути, нужно делать новый проект под старую установку, при этом максимально использовать те механизмы, которые уже изготовлены. Это даст определенную экономию. Чтобы оценить ее, надо проверить работоспособность установки, а она зависит от того, как консервировали и хранили установку, проводили ли периодическое обслуживание механизмов. От всего этого зависит стоимость приведения агрегата в рабочее состояние.
Евгений Голуб
начальник отдела технической эксплуатации судового энергетического оборудования ЗАО "ЦНИИ Морского флота"