Садово–мебельный ансамбль

В 2013 году объем российского рынка садовой и дачной мебели составил 7–7,7 млрд рублей. Его особенность состоит в том, что почти 70% продаваемой мебели — это продукция зарубежного производства.

Рынок садовой и дачной мебели растет, по разным оценкам, от 10 до 30% в год, даже несмотря на падение рынка загородной недвижимости. При этом аналитики отмечают, что рост не останавливался даже в сложное посткризисное время.
В 2013 г. объем российского рынка бытовой мебели вырос в денежном выражении на 9% и составил около 385 млрд рублей, утверждает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. Он отметил, что, по некоторым оценкам, этот рынок примерно на 20–30% больше, если попытаться оценить еще и теневой сектор.
По его словам, российский рынок мебели сохраняет существенный потенциал роста: среднедушевое потребление бытовой мебели в России в 4–5 раз ниже аналогичных показателей для большинства стран Европы. "Что касается мебели для загородного дома и сада, особенно если производитель позиционирует свою продукцию как экологически чистую и настаивает на приставке "премиум", то в общей доле на эту категорию товаров приходится не более 1–2% мебельного рынка", — говорит Максим Клягин. По некоторым оценкам, в России до 70% (в Петербурге — все 80%) всей продаваемой садовой мебели приходится на импорт. Главными недостатками отечественной продукции считаются невыразительный дизайн, узкий ассортимент и низкое качество, полагает архитектор Кира Гришина.

Железное и не наше

При оформлении интерьера веранд и сада та мебель, которой обычно обставляют внутренние помещения дома, не подходит, говорят специалисты. Она должна быть прочнее и устойчивее к влиянию на нее погоды. Именно поэтому для изготовления качелей, обеденных гарнитуров, садовых кресел и др. чаще всего используют металл и особые сорта дерева.
Металлическая мебель занимает сегодня около 40% рынка садовой мебели. Большая ее часть, по словам Киры Гришиной, импортируется, однако, например, чугунную кованую мебель потребители предпочитают приобретать российского производства и на заказ.
Деревянная мебель занимает тоже около 40% рынка. Она может изготавливаться из ценных пород древесины: тика, красного дерева и др. для премиум–сегмента и из сосны или акации — для более доступной по цене мебели. Если какая–то мебель из этих материалов и производится в России, то делается под заказ, уточнили в компании "Индотрейд". Как подчеркнул главный ландшафтный архитектор студии–бюро "Mox" Юрий Фоменко, при выполнении интерьерных заказов в верхнем ценовом сегменте, как правило, используется мебель исключительно зарубежного производства.
Пластиковая мебель для сада и загородного дома встречается лишь в низком ценовом сегменте и не занимает в общей структуре продаж и 10%. На долю плетеной мебели, например из ротанга, по оценке экспертов, приходится не более 5%. Это связано с ее низкой износостойкостью и необходимостью частой замены, говорят в компании "Индотрейд".

Зарабатывают все

Помимо специализированных мебельных магазинов на дизайне загородного участка зарабатывают DIY–операторы (товары для дома и ремонта) и FMGG–операторы (торговля товарами повседневного спроса). За счет товаров для дачи и сада, в том числе мебели, они получают от 5 до 15% дополнительной прибыли в летний сезон.
Мебель для открытого пространства по стилю должна гармонировать с общим оформлением заданного ландшафта. Кроме того, если эта мебель эксплуатируется под открытым небом, она должна выдерживать любые атмосферные явления, будь то дождь, снег или град, а также холод и жару. Она должна быть настолько прочной, чтобы выстоять перед погодными капризами, при этом не деформировавшись и не потеряв презентабельного внешнего вида. Всем этим требованиям в полной мере отвечает мебель из массива тикового дерева. Она не потребует перемещения под крышу в непогоду. Даже под снегом и дождем тик не потеряет привлекательный внешний вид.
Андрей Лаврентьев
генеральный директор ООО "Индотрейд"