"Деловой Петербург". Больше самолетов

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Минтранс РФ снижает требования к иностранным авиаперевозчикам, которые хотят летать в Россию. Ежегодно иностранные авиакомпании зарабатывают на перевозках пассажиров в Россию и из нее около 6 млрд евро. А теперь будут еще больше.

Российское министерство транспорта согласилось пойти на уступки Евросоюзу при заключении соглашений о воздушном сообщении (СВС), заявил на минувшей неделе заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов.
Благодаря либерализации число авиарейсов между зарубежными странами и Россией может заметно увеличиться за счет прихода новых иностранных игроков. В результате их доля рынка, сократившаяся за прошлый год с 31 до 30%, может снова пойти в рост. Ежегодно иностранные авиакомпании зарабатывают на перевозках пассажиров в Россию и из нее около 6 млрд евро.

Пункт преткновения

Международные авиаперевозки осуществляются на основании межправительственных соглашений — они заключаются с каждой страной, в документе указываются конкретные перевозчики, имеющие право осуществлять полеты над Россией, количество и направление рейсов.
До последнего времени российское правительство предъявляло два требования к авиаперевозчикам. Во–первых, они должны были быть зарегистрированы на территории иностранного государства, с которым подписано соглашение. Во–вторых, основным собственником авиакомпании должен быть резидент этого государства–партнера по соглашению. Именно второй пункт создавал большие проблемы для некоторых иностранных компаний. Например, после покупки германской "Люфтганзой" "Австрийских авиалиний" РФ стала настаивать, что рейсы "Австрийских авиалиний" не удовлетворяют условиям соглашения, так как в авиакомпании нет больше австрийского капитала. Перевозчик был вынужден приобретать коммерческие права на перевозку, но они выдаются на короткий срок, что вносило неопределенность в его деятельность — неясно, получит он право летать в РФ в будущем или нет. Решить эту проблему ЕС пытается уже несколько лет, и вот наконец на прошлой неделе Сергей Аристов сообщил, что Минтранс подготовил новые соглашения, в которых отсутствует спорное требование.

Летают все

По мнению главного редактора портала avia.ru Романа Гусарова, снятие ограничений приведет к росту числа прямых международных рейсов — в том числе и в те страны, у которых нет своих национальных перевозчиков, принадлежащих собственникам–резидентам. "Кроме того, двусторонние соглашения о воздушном сообщении составляются по принципу обоюдности. Если от зарубежной страны один перевозчик осуществляет один рейс в неделю, значит, и мы имеем право на то же самое", — поясняет эксперт.
Первыми странами, которые смогут воспользоваться новыми правилами, станут Финляндия, Австрия и Люксембург. "Послабления скорее станут началом конца системы двухсторонних соглашений", — считает директор Института воздушного и космического права Aerohelp Олег Аксаментов. Это значит, что Россия будет договариваться о взаимных полетах не с каждой страной, а со всем Евросоюзом.
Однако в этом случае, по мнению экспертов, российские авиакомпании могут столкнуться с усилением конкуренции со стороны более сильных европейских авиакомпаний, у которых появится больше возможностей для полетов в Россию.