"Деловой Петербург". Депутаты хотят смять пластик

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Госдума собирается запретить продавать алкоголь в пластиковых бутылках. Эксперты уверены, что от этого запрета пострадают не только пивоваренные заводы, но и производители медовухи, сидра, а также заводы ПЭТ–упаковки.

На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении законопроект, ограничивающий продажу пива в ПЭТ–упаковке (в ней выпускается 46,9% российского пива). Есть переходный период: авторы закона предлагают с начала следующего года запретить продажу пива крепче 6 градусов в таре более 1,5 л, с 1 июля 2015 года — более 5 градусов емкостью более 1 л, а с 1 января 2016 года нельзя будет продавать в ПЭТ–упаковке пиво крепче 4 градусов. На пиво крепостью менее 4 градусов действует ограничение объема тары в 0,5 л.
Необходимость таких мер автор проекта — депутат от партии "Единая Россия" Михаил Тарасенко объяснил тем, что дешевизна алкоголя в объемной таре способствует его доступности для населения и росту потребления.

Разорятся на упаковке

Если законопроект будет принят без поправок, пострадают производители не только пива, но и медовухи, сидра. "Новые законодательные инициативы могут привести к сокращению этих категорий до минимума", — говорит Дмитрий Пинчуков, исполнительный директор компании "Дека" (производит квас, медовуху и пиво в ПЭТ). Пострадают в первую очередь малые и средние пивоваренные компании. "Линии ПЭТ нельзя переоборудовать под другой вид тары, они будут демонтированы, для малых и средних пивоварен замена линий розлива неподъемна, запрет на пластиковую упаковку разорит их", — уверен Алексей Кедрин, вице–президент по работе с органами госвласти и корпоративным отношениям "Балтики". С ним согласен Петр Бобровский, председатель технического комитета №223 "Упаковка" Росстандарта: "Переналадка упаковочных линий потребует сотен тысяч долларов, это ощутимая сумма для пивоваренных компаний, особенно для малых и средних".
Стоит добавить, что члены Союза пивоваров России по своей инициативе с 1 января 2014 года отказались от производства пива в ПЭТ–упаковке объемом более 2,5 л и пива с содержанием этилового спирта более 6% в ПЭТ–упаковке более 2 л.

Незаменимый ПЭТ

Также понесут потери производители ПЭТ–преформ (из них выдувается бутылка). По данным участников рынка, на пивную отрасль приходится более 20% объемов всей производимой ПЭТ–упаковки в России. "Заводы перейдут на полимерную упаковку меньшего объема, и, хотя для нее нужны те же самые преформы, только в большем количестве, в будущем сокращение объемов производства пива приведет и к сокращению их спроса на упаковку", — говорит Петр Бобровский.
Переключиться на алюминиевую банку или стеклянную тару будет сложно. Во–первых, она тоже ограничена по объему, и пиво в трехлитровых банках продаваться не будет. Во–вторых, стеклянная тара тяжелее, требует больших затрат на логистику. В–третьих, мощность российских заводов по производству алюминиевой банки и стеклянной бутылки недостаточна, чтобы закрыть потребности в таре при полном переходе с ПЭТ–упаковки, напоминает Кирилл Болматов, директор по корпоративным отношениям Heineken в России. В то же время в странах Европы ПЭТ–упаковка не пользуется популярностью и пиво чаще продается упаковками по шесть штук.
"Оптимальный для бизнеса вариант — сохранение розлива пива крепостью до 6% в полуторалитровые пластиковые бутылки", — считает Алексей Кедрин. "Без существенных потерь отрасль смогла бы отказаться от использования ПЭТ–упаковки объемом более 1,5 л не раньше 2017 года", — говорит Кирилл Болматов. По данным Союза пивоваров, за последние 5 лет рынок пива в России упал на четверть, его объем в 2013 году составил около $6,6 млрд.