"Деловой Петербург". Скоро наступит насыщение рынка

Автор фото: Беликов Валентин

Региональный вице–президент компании Rezidor по Восточной Европе Том Фланаган – о жесткой конкуренции на российском рынке отелей, о том, почему выручка в Москве не такая впечатляющая, как в Петербурге и о главных проблемах для развития в России.

Под управлением Carlson Rezidor в Петербурге больше отелей, чем у любого другого международного оператора. Как вы пришли к такому положению на рынке?

— Мы рано почувствовали потенциал этой страны — на российском рынке компания Rezidor работает уже 23 года. Первая гостиница в России под нашим брендом открылась еще в 1991 году — это была "Radisson Славянская". Затем мы вышли на рынок Петербурга — здесь компания открыла свой первый отель Radisson Royal St. Petersburg в 2001 году.
Мы всегда верили в Россию, и это стало одной из причин открытия представительства по развитию бизнеса 9 лет назад, а потом, в 2008 году, собственного регионального офиса компании. Сейчас объем нашего бизнеса в России, странах СНГ и Балтии в 2 раза больше, чем у второго по величине гостиничного оператора в этом регионе.

Каковы планы по развитию сети на ближайшее будущее?

— Сейчас в России и странах СНГ у нас 75 отелей, действующих и на стадии строительства. В ближайшие 2–3 года мы планируем открыть около 18 гостиниц. Не так давно мы открыли гостиницу под брендом Park Inn by Radisson в Петрозаводске — это первый отель под управлением международного оператора в столице Карелии.
В Петербурге скоро откроется гостиница Park Inn by Radisson рядом с новым пассажирским терминалом Пулково. Это единственный отель при аэропорте в Пулково, связанный крытой пешеходной галереей с терминалом. В нем 200 номеров и 18 комнат для встреч и мероприятий. Учитывая, что новый терминал уже имеет максимальную загрузку и принимает как внутренние, так и зарубежные рейсы, а также учитывая то, что неподалеку будет работать масштабный выставочный комплекс "Экспофорум", мы полагаем, что отель будет весьма востребован.
В Москве мы также готовим к открытию отель в аэропорту — "Radisson Blu Аэропорт Шереметьево", где будет 391 номер и 31 комната для встреч и переговоров, а также многофункциональный конференц–зал. Это очень удобно для проведения встреч: можно прилететь в Москву, провести переговоры в отеле при аэропорте, и не нужно тратить время, чтобы добраться до центра города. В Европе мы являемся одним из крупнейших гостиничных операторов отелей при аэропортах, и две новые гостиницы в этом сегменте, которые откроются в ближайшее время в России, являются продолжением этой стратегии.
Одно из самых ближайших открытий — курортный отель бренда Radisson в Завидово, в Тверской области. В целом на данный момент в России на различных стадиях строительства находятся гостиницы в Волгограде, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Новокузнецке, Нижнем Тагиле, Воронеже и других городах.

Ваши отели в Петербурге очень разные, сразу и не скажешь, что они входят в одну сеть.

— Действительно, все гостиницы, работающие под нашими брендами в Петербурге, очень разные, потому что они предназначены для разных сегментов гостей. Например, "Park Inn by Radisson Прибалтийская" и "Park Inn by Radisson Пулковская" очень подходят для организованных групп, как туристических, так и деловых, а "Park Inn by Radisson Невский" — для индивидуальных клиентов. Radisson Sonya на Литейном пр. — дизайнерский бутик–отель, который часто выбирают зарубежные туристы.

Насколько прибыльно вести бизнес в Петербурге?

— Если подвести итоги работы компании в прошлом году, то Петербург — один из наиболее сильных рынков России, прежде всего за счет того, что здесь проходит много крупных мероприятий. В Москве, например, хоть и проходили различные спортивные чемпионаты, но результаты не были такими впечатляющими, как в Петербурге. Отличие Петербурга от Москвы еще и в том, что сюда гости массово приезжают как по делам, так и отдыхать, Москва же — это город прежде всего для бизнес–поездок. Мы не выделяем финансовые показатели по отдельным регионам, но можно отметить, что Россия и Восточная Европа в целом показывают рост доходов.

Как долго еще будет расти рынок Петербурга?

— Наиболее важной для прогнозирования роста всегда является стартовая точка. В некоторых городах вообще нет отелей международных сетей, в Москве не хватает отелей среднего ценового сегмента, как, например, Park Inn by Radisson. В Петербурге насыщение гостиничного сегмента может произойти достаточно скоро, но ниши для развития еще есть. Основная причина — ярко выраженная сезонность бизнеса. Да, летом отели имеют хорошую загрузку, но это всего 4–5 месяцев в году, а зимой заполняемость гораздо ниже. Поэтому для создания прибыльного в будущем объекта очень важно, чтобы инвесторы на самых первых стадиях проекта начинали работать совместно с профессиональным гостиничным оператором. Он поможет сформировать инфраструктуру отеля, которая будет приносить прибыль в будущем.

Не снижается ли заполняемость отелей в связи с открытием новых брендовых гостиниц?

— В центре Петербурга мы испытываем определенный прессинг со стороны отелей высокой категории, а вот отели на периферии, как, например, "Park Inn by Radisson Пулковская", такого прессинга не чувствуют.
На заполняемость повлиял в первую очередь экономический спад в Европе. Петербург потерял за последние годы часть туристов из Испании и Италии. Но при этом мы видим, что туристы из Азии, Японии, Китая, Индии по–прежнему приезжают и этот объем растет.

Много ли средств инвестируют владельцы отелей, находящихся под вашим управлением? На что они идут?

— В Петербурге под нашим управлением находятся отели, принадлежащие двум компаниям–владельцам. Один из наших партнеров — норвежская Wenaasgruppen владеет семью отелями нашей сети в России. Компания, безусловно, инвестирует в эти отели, так, в мае была завершена последняя стадия реновации гостиницы "Park Inn by Radisson Пулковская".

Сейчас отели — одно из основных мест для проведения корпоративных мероприятий. Какую долю от дохода гостиниц составляют конференц–услуги?

— Эта доля очень разная и зависит прежде всего от самой гостиницы и ее инфраструктуры. В некоторых гостиницах всего два–три конференц–зала, соответственно, доля дохода от проведения мероприятий будет незначительной. А в масштабных гостиницах, как "Park Inn by Radisson Прибалтийская", которая является крупнейшим конгресс–отелем в Петербурге и предлагает 26 залов для проведения мероприятий, в том числе на 1500 делегатов, доход от проведения мероприятий может доходить и до 40%. Если говорить в среднем, то около 25% доходов формируется от проведения мероприятий.

В каких регионах гостиничный бизнес быстро развивается?

— Если говорить о зарубежных рынка, то мы видим серьезную динамику развития в Турции. Также один из наиболее активно растущих рынков — Африка. К примеру, группа Carlson Rezidor развивает самое большое количество отелей на африканском континенте — здесь строится 30 строящихся отелей на 6300 номеров. Есть интерес к развитию гостиничного бизнеса в Восточной Европе, в Грузии.

Какие главные проблемы для развития в России вы видите сегодня?

— Главной проблемой по–прежнему остается бюрократия, которая включает и сложную процедуру получения визы для иностранных гостей, и систему регистрации постояльцев, которую нужно модернизировать, и многое другое.
Какое–то время назад были сложности с языковым барьером между менеджерами–иностранцами и русским персоналом, однако сейчас даже в команде генеральных менеджеров наших гостиниц работают российские управленцы. И если раньше нам было сложно найти персонал соответствующей квалификации, то сейчас, с развитием гостиничной индустрии в России, профессиональный уровень персонала становится выше.
 
 

Справка

The Carlson Rezidor Hotel Group

> В портфеле группы более 1340 действующих и строящихся отелей в 105 странах мира.
> Управляет брендами Quorvus Collection, Radisson Blu, Radisson, Radisson Red, Park Plaza, Park Inn by Radisson и Country Inns & Suites By CarlsonSM.
> Выручка группы в 2013 году составила 919 млн евро, прибыль — 23,2 млн евро (при убытке в 2012 году 17 млн евро).
> В Петербурге под управлением группы находятся шесть действующих и строящихся гостиниц общей вместимостью 2800 номеров. В России, СНГ и Балтии — 75 отелей.

 
 

 
 

Биография

Том Фланаган

> Ирландец по происхождению. Окончил колледж в городе Голуэй (Ирландия) и университет De Montfort в Бирмингеме.
> В группе Rezidor с 1999 года в качестве менеджера службы сервиса в Radisson SAS Hotel, Scandinavia в Копенгагене. С тех пор работал в Пекине, Манаме, Гамбурге и Голуэйе.
> В 2009 году приехал в Россию, заняв должность регионального директора по России, странам СНГ и Балтии, Турции, Азербайджану и Китаю.
> С 2010 года — региональный вице–президент компании Rezidor по Восточной Европе.