"Деловой Петербург". Большие быстрые данные

Автор фото: globallookpress

Крупнейшие IT–компании делают ставку на продукты под названием Big Data и обещают этому сегменту рост в 6–7 раз быстрее всего рынка. В России спрос на Big Data небольшой. Эксперты отмечают, что инвесторы не спешат вкладывать деньги в новый сегмент.

В мире набирает обороты новый сегмент IT–рынка, получивший название Big Data, или большие данные. Речь идет о программно–аппаратных решениях, с помощью которых можно извлекать и быстро анализировать большие массивы разноплановых данных.
В компании SAP (один из лидеров рынка) приводят такой пример: "Pirelli устанавливает в шины датчики, измеряющие давление, вибрационные нагрузки и т. д. Анализ Big Data в режиме реального времени позволяет рекомендовать водителю, когда следует ремонтировать или менять шины".
Особенность Big Data в том, что сведения извлекаются и анализируются очень быстро. Это как магнит, который разом достает из стога сена все металлические предметы и соединяет их в единое целое.
Тройка мировых лидеров в области Big Data получает от продажи таких продуктов всего 1% выручки. Однако эти и другие компании из первой десятки продвигают "большие данные" с невиданным напором, обещая, что за ними будущее. В ближайшие годы, по прогнозам IDC, выручка Big Data будет расти в 6–7 раз быстрее, чем IT–рынок в целом. Россия пока сильно отстает, но за последний год здесь было реализовано несколько крупных проектов. Тема "больших данных" стала одной из самых обсуждаемых в области IT на последнем Петербургском экономическом форуме.
По подсчетам IDC, в 2014 году мировой рынок Big Data достигнет $16,1 млрд, а к 2017 году он увеличится до $32,4 млрд.
Рынок молодой, границы его размыты. Об этом свидетельствуют и большие расхождения в оценках аналитиков. Например, Wikibon считает, что в 2014 г. объем мирового рынка составит $28,5 млрд, а в 2017 г. — $50,1 млрд.
В России рынок еще настолько незрелый, что не выпущено ни одного аналитического исследования и даже крупнейшие игроки рынка не берутся дать оценку.

Что кроется за маркетингом

Термин Big Data появился в конце 2000–х годов. Красивое название похоже на фантик, придуманный маркетологами. Конечно, крупные компании оперируют огромными массивами данных давно. Другое дело, что объемы информации растут с устрашающей скоростью. В этом году будет создано больше контента, чем за последние 5 тыс. лет. Для быстрой обработки нужны мощные сети, передовое оборудование — все это постепенно становится доступным.
В конечном счете Big Data позволяет делать исследования дешевле, чем раньше, заявляет Алла Моррисон, координатор программ "Открытые финансы" Всемирного банка. Однако сам продукт не так уж дешев. По данным IDG Enterprise, средняя стоимость решения Big Data на рынке — $8 млн. В России использование Big Data пока ограничивается крупными компаниями и госструктурами.
"Чтобы поддерживать работу Big Data, требуются очень значительные капиталовложения", — говорит Вань Бяо, президент Huawei в России.
Классический пример Big Data — сервис "Яндекс.Карты". Информация, поступающая в реальном времени с сотен тысяч автомобилей, преобразуется в советы: какой маршрут лучше выбрать для комфортной езды.
Правительство Москвы также собирается использовать Big Data для облегчения транспортной ситуации, а потом распространить сферу применения на другие области городского хозяйства.
Петербургский ретейлер "Юлмарт" с помощью анализа Big Data осуществляет интеллектуальный поиск товаров для клиентов. "Человек может обратиться через наш сайт с запросом: "Хочу удобный ноутбук для поездок" — и выйти на нужный ответ",— рассказывает гендиректор "Юлмарта" Сергей Федоринов.
В прошлом году "ВымпелКом" заказал решение Big Data у IBM, чтобы решить проблемы с лояльностью и обеспечить эффективность инвестиций, поделился информацией гендиректор IBM в Центральной и Восточной Европе Дэвид Ла Рос.

Ухабистый путь

Спрос на Big Data в России все еще низкий. Среди российских потребителей — только громкие имена. Называют "Северсталь", "Сургутнефтегаз" и, конечно, финансистов — Sberbank CIB, "Тинькофф Кредитные Системы". Последние сообщают, что ускорили решение аналитических задач в 10–100 раз.
Поставщики Big Data уверены, что с помощью новых методик можно снизить количество мошенничеств с кредитными картами, если банки будут следить за перемещениями пользователей, например, с помощью соцсетей. Впрочем, вопрос о возможности использования таких данных не решен.
"Пока все только говорят о Big Data, но мало кто вкладывается", — говорит гендиректор петербургского ЗАО "ПЕТЕР-СЕРВИС" Игорь Горьков. Но он верит в то, что этот бизнес покажет взрывной рост. Компания активно занимается разработкой продуктов в области Big Data.
В "Яндексе" полагают, что одно из препятствий для распространения нового подхода как в России, так и за рубежом — нехватка специалистов. Там надеются улучшить ситуацию за счет своей образовательной программы.
Рынок Big Data в России еще не сформирован. Аналитики констатируют взрывной рост объемов данных, однако исследований о проникновении этой технологии в России опубликовано не было. Даже в том, что касается понятия Big Data, у участников рынка есть расхождения. Для нас это сфера технологий, связанная с извлечением нового знания из данных разного объема, разной структуры, разного происхождения. Причем эти данные накапливаются с большой скоростью. Ключевые слова — новое знание. Благодаря Big Data появилась возможность выявлять взаимосвязи, влияющие на бизнес, которые раньше находились за пределами внимания
Николай Прянишников
президент Microsoft в России